Звезды12 января 2021 9:39

Свободные нулевые: как главный жанр музыки современности пустил корни в Сибири

Рассказываем, как рэп-культура появилась в Тюмени
Витя Матанга - один из "родоначальников" тюменского рэпа. Фото: Вадим Гизатулин

Витя Матанга - один из "родоначальников" тюменского рэпа. Фото: Вадим Гизатулин

Хип-хоп уже второе десятилетие является самым популярным жанром, его исполнители из местных андеграундных ноунеймов превращаются в звезд первой величины, обладающих огромной фан-базой, а их образ диктуется современной модой.

Созданный ямайскими диджеями хип-хоп во всех различных его проявлениях (граффити-танец, диджей и МС) впервые раздался в «черном» квартале Бронкса (Нью-Йорк). Недолго думая, внимательно наблюдая за популярностью рок-групп, исполнители африканской музыки начали собираться в собственные бенды. Под африканские барабаны они рифмовали тексты на остросоциальные темы.

Но рэп появился в 80-х, когда диджей поверх своей дорожки (миксов) начитывал текст. Зачастую составляющей текста был протест, который перекочевал из рока, а такой стиль исполнения стали называть гангста-рэп. Афроамериканцы, принимающие на себя удар социальной несправедливости, нелестно высказывались о правоохранительной системе органов. Доходило до того, что некоторые коллективы воспринимались как явная угроза общественному порядку за резкие призывы, например, покончить с полицией или подстрелить копа. В ответ на обвинения в экстремизме артисты говорили, что просто описывают то, что происходит на их улицах. Но оказалось, что, вне зависимости от цвета кожи, от социальной несправедливости и бедной жизни страдают все расы. Как Элвис Пресли ворвался в мир африканской музыки, так и Эминем стал зачитывать свои тексты наравне с черными братьями, что предзнаменовало превращение рэпа в мультикультуру и массовое творчество.

По традиции все западные жанры, прежде чем дойти до провинции, осваиваются в городах-столицах. Принято считать, что основателем российского рэпа является Децл, но на исходе 90-х опробовать эксклюзивный жанр пытались многие. Например, пробовала это такая интересная исполнительница, как Лика МС. Однако запомнилась она лишь своими эротически-провокационными костюмами с компакт-дисками на груди вместо бюстгальтера.

Середина двухтысячных – это не только готы и эмо, именно в это время русский рэп образует свою большую вселенную (гангста-клубную-пацанскую) и приобретает очерки национальной музыки, заменяя молодежи все остальные жанры. В Ростове появляются более известные Баста и «Каста», а также «Крестная семья» и «Ю.Г.». В Екатеринбурге – «ак-47», которую в 2011 году даже попробует запретить будущий мэр города Евгений Ройзман. В Перми появится гангста-рэпер «Сява», продемонстрировавший своим треком «Бодрячком» образ гопника. Страшно представить, сколько людей, слушая эту запись в подъезде, воспринимали всерьез начитанный текст, не понимая иронии заложенной автором.

В Сибири же, еще при живой легенде Омска Егоре Летове, поколение миллениума продолжает традицию андеграундной музыки. Так, уже к середине нулевых Омск обладает россыпью популярных рэперов и различных групп. Самыми известными из них являются «Бледный» и «Ант» с созданными ими коллективами «25/17» и «Лед 9». Пока многие московские исполнители тонут в потребительской утопии, в Омске читают про победивший пластмассовый мир, серый город и русский характер. В 2008-м «Ант» побеждает в проекте «Муз-ТВ» «Битва за респект», демонстрируя слушателям совершенно другой рэп, непохожий на те, что крутят по музыкальным каналам.

Тюмень к середине нулевых уже не провинциальных городок с 400 тыс. жителей, а огромный региональный центр, подхватывающий все культурные феномены за кратчайшие сроки. Развитие интернета дало старт не только геймингу, видеоиграм и компьютерным клубам, но и позволило узнавать людям по всему миру о популярных трендах и моде. Теперь, вместо сибирского панка и в целом русского рока, молодежь отдавала предпочтение хип-хопу. Молодое поколение легко меняло черные джинсы, футболки с символикой рок-групп и косухи на спортивные костюмы, майки и толстовки. Начали появляться любительские исполнители, которые проводили мини-концерты в клубах и парках.

Настоящим прорывом хип-хопа в Тюмени был промежуток времени начиная с 2010-го, когда во всех школах в любом классе находились юные любители «пацанской» музыки, а вишневые пятерочки, оборудованные стереоустановками, бросали дрожащий бас на всю улицу. Теперь вместе с «ак-47» и «Кастой» на слайдерах и первых смартфонах раздавались треки тюменца Вити Матанги. Артист андеграундной культуры, как и прошлые музыкальные легенды Тюмени, не очень публичная личность, которая почти не выступает на публике.

Витя Матанга. Фото: https://vk.com/matanga_official

Витя Матанга. Фото: https://vk.com/matanga_official

Его речитатив похож на ростовских и свердловских исполнителей, но при этом наделен тематикой своей малой родины, как и у других сибирских исполнителей. В частности, в его текстах обозначаются места его проживания, а именно район Дом Обороны, река Тура или Цветной бульвар. Но основной темой песен служила сама жизнь исполнителя и проблемы новой России.

Из-за незнания работы рынка, перспективных сфер и непонятной свободы многим людям молодого возраста приходилось искать себя через груду ошибок, которые не всегда приводили к позитивному концу. В треках встречались проблемы домашнего насилия, злоупотребления вредными привычками и другие темы, связанные с низкой социальной ответственностью. Но, в отличие от речитативов сибирских коллег, треки Матанги казались позитивными, качающими, более динамичными, что заставляло молодое поколение смотреть на такие вещи сквозь собственную примитивную призму восприятия, видя в этом не проблему, а прелести взрослой жизни – ведь можно ругаться, пить и курить, разве это не свобода?

Смена темы изложения проникала в регионы и предвещала начало новой музыкальной волны, основанной на развлечениях, монотонного бита и деградации текста. Макет становится реальностью, а люди карикатурно расслабляются, видя украшенный забор, который отдаляет их от действительности. Приходит всё к тому, что начиная с 2010-го рэп станет главной музыкой поколения, сбросив с престола рок-музыку, но это уже совсем другая история.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Летов, Дягилева, Немиров: что представлял собой сибирский панк, «столицами» которого были Тюмень, Омск и Новосибирск

Отголоски молодежного течения слышны до сих пор (подробнее)

Рэп-баттлы: в чем смысл выступлений и почему они так популярны?

Отвечаем на пять простых вопросов о рэп-баттлах (подробнее)

Подо что было стыдно танцевать в 90-е, а сейчас это суперхиты

Ни одна дискотека ни в мегаполисе, ни в деревне Нижние Котлы не обходилась без этих хитов. А какие под них исполнялись танцы! В России продолжается ностальгия по лихому времени – 90-м. В основном ей предаются представители поколения Y – так называемые миллениалы, для которых то время было беззаботным детством или юностью (подробнее)