2016-08-24T02:13:26+03:00

Шесть фактов о военной Тюмени

У тылового города есть свои интересные страницы истории.
Поделиться:
Комментарии: comments2
Фото: Ольга Крыльцова
Изменить размер текста:

Надежный тыл

В первый год Великой Отечественной войны в Тюмень эвакуировали более 20 предприятий. Своими и прибывшими силами город делал всё возможное, чтобы дать фронту всё необходимое - от боеприпасов, боевой техники, медикаментов до водки.

В Великую Отечественную войну предприятия в Тюмени нашли надежный тыл Фото: Ольга Крыльцова

В Великую Отечественную войну предприятия в Тюмени нашли надежный тылФото: Ольга Крыльцова

После войны некоторые производства остались в областном центре. В частности, химико-фармацевтический завод имени Карпова (известный нам как завод медоборудования), аккумуляторный, завод пластмасс и др. В надежном тылу они стали крупными предприятиями.

Кстати, в 1941 году был создан Тюменский приборостроительный завод. Именно это предприятие выпускает знаменитые весы «Тюмень», которые разошлись по всему СССР, попали даже за границу - в Африку и Индонезию. Счет выпущенным весам давно перешагнул за два миллиона.

Мавзолей Ленина на улице Республики

В 1941 году началась война. В целях безопасности тело Владимира Ильича Ленина было эвакуировано с Красной площади в глубокий тыл - в Тюмень. Точнее, в здание на ул. Республики, 7. Сейчас это главный корпус Аграрного университета Северного Зауралья (в те годы - сельхозтехникума).

В годы Великой Отечественной войны тело Владимира Ленина находилось на ул. Республики,7 в Тюмени Фото: Ольга Крыльцова

В годы Великой Отечественной войны тело Владимира Ленина находилось на ул. Республики,7 в ТюмениФото: Ольга Крыльцова

Сама эвакуация и нахождение тела вождя сохранялись в строжайшей тайне. Только спустя десятилетия об этом стало известно, а на здании появилась мемориальная табличка.

В апреле 1945 года тело Ленина вернули в Москву, и к нему снова открыли доступ.

Кошки спасли Эрмитаж

В феврале 1944 года тюменская милиция в течение двух недель собирала по городу котов и кошек для отправки в Ленинград в Эрмитаж, где за время блокады развелось множество грызунов, представлявших угрозу для произведений искусства.

В честь сибирских кошек в Тюмени назвали сквер. Фото: Ольга Крыльцова

В честь сибирских кошек в Тюмени назвали сквер.Фото: Ольга Крыльцова

238 усатых стражей было отправлено в Северную столицу, где они дали начало новой популяции ленинградских кошек. Именно в их честь был назван сквер Сибирских Кошек на ул. Первомайской.

Единственный летающий танк был изобретен в центре Тюмени

В ноябре 1941 года в Тюмень эвакуировали авиационный завод № 241. Конструкторское бюро легендарного О. К. Антонова расположилось на улице Республики, где сейчас находится Тюменская областная дума.

Конструкторское бюро О. К. Антонова в военные годы находилось в центре Тюмени Фото: Ольга Крыльцова

Конструкторское бюро О. К. Антонова в военные годы находилось в центре ТюмениФото: Ольга Крыльцова

Антонов предложил создать гибрид танка и планера. Предполагалось, что он будет подниматься в воздух на тросе, прицепленном к самолету-буксировщику, отцепляться от него за 20 - 26 км до цели и бесшумно производить посадку. После этого танк сможет сбросить крылья и немедленно ринуться в бой. Новый проект назвали «Крылья танка» (КТ). В качестве базовой модели был избран танк Т-60, созданный в самом начале войны на основе глубокой модернизации Т-40.

Однако изобретение выполнило только один полет, изрядно шокировав зрителей.

Поезд-баня дошел до Берлина

В 1942 году в Тюмени был создан поезд-баня, который за годы Великой Отечественной войны прошел по многим фронтам - через Москву, Бородино, Тулу, Сталинград, Елецк, Брянск, Брест, Минск, Прагу, Варшаву, Фюрстенвальде, до Берлина. Десять вагонов, где можно было помыться, продезинфицировать одежду, отдохнуть, сравнивали с десятью кругами рая.

У тюменской бани-паровоза было 10 вагонов. Фото со страницы livejournal краеведа Станислава Белова

У тюменской бани-паровоза было 10 вагонов. Фото со страницы livejournal краеведа Станислава Белова

- 38-й банно-прачечный дезинфекционный поезд (38-й БПДП) был сформирован в Тюмени в феврале 1942 года по инициативе тюменцев, - рассказал в интервью «Вслух.ру» историк, краевед Александр Петрушин. - Участие в его формировании приняли все жители города. Мясокомбинат сварил две тонны хозяйственного мыла, горожане собрали 500 комплектов нижнего белья, тысячу книг, пианино, два баяна, комплект струнных инструментов. Артель «Бытовик» передала два парикмахерских набора, ДОК «Красный Октябрь» изготовил и поставил всю банную мебель. Через нашу тюменскую баню на колесах прошло около миллиона военнослужащих переднего края обороны, а также пополнения и военнопленных.

«Железный Феликс» остановился на Первомайской

Самый настоящий паровоз ФД-3031 стал памятным знаком у ДК «Железнодорожник». «Железный Феликс» появился в тюменском депо осенью 1941 года со следами вмятин, пробоин котла, полуразрушенной изоляцией, весь покрытый грязью и ржавчиной. Словом, он не раз побывал под бомбежками и артобстрелами.

"Железный Феликс" остановился у ДК Железнодорожников в Тюмени. Фото: Ольга Крыльцова

"Железный Феликс" остановился у ДК Железнодорожников в Тюмени.Фото: Ольга Крыльцова

В 1987 году, в канун столетия локомотивного депо, его установили возле ДК «Железнодорожник» на улице Первомайской, 55 в память о боевом и трудовом героизме тюменских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

15 признаков того, что вы – тюменец

Проверьте: как хорошо вы знаете свой город? (читать далее)

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «День Победы в Тюмени»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных