2018-02-21T21:23:15+03:00

Учебники те же, стандарты образования - новые

Как изменится обучение школьников с появлением новых требований к образованию, рассказала Людмила ЧЕБОТАРЬ, заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области.
Изменить размер текста:

С сентября 2011 года все школы России начнут обучать первоклассников в соответствии с новыми образовательными стандартами. Однако в Тюменской области это новшество начнет внедряться уже 1 сентября этого года в 32 школах юга региона в рамках апробации пилотного проекта. Планируется, что более 1700 первоклашек начнут учиться в соответствии с новыми требованиями образования. Чем будет отличаться их программа обучения? Чего ждать детям и их родителям от нововведения? На самые актуальные вопросы отвечает «Комсомолка».

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ «СТАРЫХ»?

- Если сравнить учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы увидим, что количество предметов, учебных часов одинаковое.

Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Она состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Дополнительная - внеурочная - нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю, - рассказывает Людмила Чеботарь. - Новый учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в себя и учебную, и воспитательную части. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.

Сейчас у каждой школы есть учебный план и кружки, факультативы и другие формы деятельности. При этом образовательная и воспитательная деятельность могут мало соотноситься. С переходом на новые стандарты внеурочная работа станет обязательной и должна представлять единое целое. Отучившись на традиционных уроках, дети смогут позаниматься в кружках, секциях, студиях, съездить на экскурсии и т. д. Целый день сидеть за партой ребенок не будет. Как сейчас комментирует Минобрнауки, наполнение каждого направления, количество часов может меняться. На свое усмотрение школа может выбрать один или два курса развития внеурочной деятельности, но с точки зрения департамента школы должны охватить максимум из предложенных вариантов. Не может быть так, что в школе хороший учитель физкультуры или рядом находится спорткомплекс, поэтому все дети будут задействованы только в спорте. В течение недели ребенку должна быть предоставлена возможность позаниматься разными видами, чтобы он не развивался односторонне.

Любая программа сейчас внедряется с согласования государственно-общественных органов управления образованием (управляющий совет, совет школы и др.). Родители не должны быть в стороне от этого процесса, они должны участвовать в выборе форм внеурочной деятельности и его наполнении. На деле это должно происходить так. Школа знакомит родителей с требованиями новых стандартов по организации внеурочной работы и с тем потенциалом, который уже есть у школы, у близлежащих учреждений дополнительного образования. Затем проводятся опросы, выявляются и анализируются потребности детей и родителей. На этом основании формируется перечень предложений, который обсуждается с родительской общественностью на управляющем совете и окончательно согласовывается. После этого содержание и конкретные формы реализации заданных стандартом направлений внеурочной работы, то есть образовательная программа школы, утверждаются руководителем учреждения.

Главное, родители должны понимать, что формально ставить галочку не нужно: от этого решения зависит дальнейшее образование детей.

- Если родители заинтересованы в углубленном изучении предметов, допустим физики, этот вопрос можно решить в рамках новых стандартов?

- Разумеется, можно. В рамках новых стандартов можно развивать научно-познавательную и проектную деятельность. То есть, кроме уроков, ученик может пойти в научное общество, поработать по какому-либо проекту. Кроме того, школа вправе ввести дополнительные образовательные услуги, которые выходят за рамки стандарта.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА

ДО 2011 ГОДА

Инвариантная часть (федеральный компонент)

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Математика

4

Окружающий мир

2

Музыка

1

ИЗО

1

Труд

1

Физическая культура

2

ВСЕГО:

20 часов

С 2011 ГОДА

Инвариантная часть (федеральный компонент)

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Математика

4

Окружающий мир

2

Музыка

1

ИЗО

1

Труд

1

Физическая культура

2

ИТОГО:

20 часов

Вариативная часть - внеурочная деятельность (кружки, секции, студии, экскурсии и др.)

Направления

Количество часов в неделю

Спортивно-оздоровительное

2

Художественно-эстетическое

2

Научно-познавательное

2

Военно-патриотическое

2

Общественно полезная деятельность

1

Проектная деятельность

1

ИТОГО:

10 часов

ВСЕГО:

30 часов

КАК БУДУТ УЧИТЬ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ?

- На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов останутся прежними. Изменится подход к их изучению, - говорит Людмила Григорьевна. - По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Вообще, опытные, талантливые педагоги всегда работали по этим принципам.

- Сложно представить, как первоклассник, который только сел за парту, будет находить и наращивать знания. Что под этим подразумевается? Или речь идет о старшеклассниках, где диапазон действий действительно большой?

- Ребенка необходимо развивать и учить навыку саморазвития, самообучения независимо от класса обучения, но, конечно, с учетом возрастных особенностей. Раньше на этом не было акцента. Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Это тот принцип, который заложен в проекте современной школы и который будет в адекватной возрасту степени внедряться уже с начальной школы.

Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы.

Вот этому мы и обязаны учить начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.

КАК БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ?

У каждого ученика появится портфолио. То есть некий комплексный портрет, который будет состоять, во-первых, из оценки знаний и - раз у нас сейчас важна и внеучебная часть - учитывать все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это тоже требования новых стандартов. Психотестов очень много, сейчас задача - отобрать нетрудозатратные, правильно понимаемые педагогами, дающие наиболее объективную оценку.

В портфолио должно быть видно: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были. Допустим, почему у школьника все хорошо по художественно-эстетическому направлению, а с математикой он еще на «вы». Или почему у него ухудшается здоровье.

Составляющие накопительной оценки (то, из чего будет состоять портфолио) будут утверждены к началу учебного года. Но общий механизм будет такой: комплексная оценка, учитывающая учебные и внеучебные достижения, личностное развитие ребенка.

- Какие оценки будут получать школьники на уроках? Как прежде, по пятибалльной шкале?

- Пока самими стандартами не дается жесткой регламентации - какая будет система оценок. На сегодняшний день выбор остается за школой. Каких-то новых изобретений в этом плане мы не планируем. Пятибалльная оценка в этом отношении апробирована, и уходить от нее в массовом масштабе нет смысла. У нас есть опыт, например, 20-ти или 12-балльной системы. Но при переходе в другую школу ребенок начинает путаться: что значит пятерка - это хорошо или плохо? Можно, конечно, и по процентам выполняемости оценивать работу школьника. Но надо ли это делать на каждом уроке?

Вообще, первый класс не получает оценок. Их труд оценивается смайликами, цветочками, словами «молодец», «хорошо». В этом возрасте важно отметить старания ребенка, а не загонять его в оценочные рамки.

ОБУЧЕНИЕ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ - ПЛАТНО ИЛИ БЕСПЛАТНО?

Обучение в любом случае дается школьникам бесплатно. Никакой оплаты новые стандарты не предполагают. Ни за уроки, ни за кружки и секции во второй половине дня, включенные в стандарт, платить не нужно.

Однако школа может предложить дополнительные услуги: допустим, углубленное изучение предметов, подготовку к поступлению в учреждения профессионального образования с привлечением преподавателей вузов. Если эти занятия выходят за рамки образовательного стандарта, то есть являются дополнительным образованием, то они могут проходить платно в соответствии с договором, заключенным с родителями.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ НАПРАВЛЕНЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ?

В новых стандартах заложены две концептуальные вещи: программа духовно-нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

- Мы не ставим задачи сделать всех детей профессиональными спортсменами, хотя стремление к высоким достижениям должно поддерживаться. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Чтобы ребенок нормально рос, развивался, у него не было сколиоза, плохого зрения. Для этого нужна физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности, - говорит Людмила Григорьевна. - Недавно в Юрге проходила «Ярмарка педагогических идей». Урок английского языка, на котором мы присутствовали, как раз отвечал новым требованиям. Преподаватель так построил урок, что дети постоянно двигались. Они с удовольствием в ходе обучающей игры выбегали к интерактивной доске, чтобы нажать кнопку с правильным ответом, хотя это можно было сделать с места, то по одному, то группами вставали из-за парт, чтобы выйти и выполнить очередное задание перед всем классом. После такой «разминки» ребята еще и сделали небольшую зарядку, причем ведущий говорил, какие движения нужно делать, на английском языке. Всё это нисколько не нарушало организованность урока. Видно, что дети привыкли к такому режиму работы, они, несмотря на постоянное движение, быстро сосредотачивались и включались в работу, были активны в течение всего урока. Такие вещи должны быть в практике каждого педагога.

КСТАТИ

Здоровье учеников остается актуальным вопросом и в «старой» школе. С нового учебного года во всех учебных учреждениях вводится третий урок физкультуры. Он будет построен на интересах детей, с учетом их возможностей и потребностей. Допустим, часть класса сможет поиграть в волейбол, часть - в баскетбол, или все дети поучаствуют в «Веселых стартах». Девочки могут заняться аэробикой, мальчики - фитнесом. У учителя так же будет учебно-методическое планирование на третий час физкультуры, но его наполнение будет отличаться от привычных занятий.

КАК ИЗМЕНИТСЯ РЕЖИМ ПИТАНИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ?

Осенью 2008 года были утверждены новые санитарные нормы и правила, регулирующие школьное питание, в которых прописаны требования к рациону детей. Он должен быть полноценным, сбалансированным, чтобы восполнять необходимую потребность детей в витаминах и минералах. Кроме того, если ребенок находится в школе длительное время, ему должна быть предоставлена возможность получить двухразовое питание. Трудность в этом плане испытывают, как правило, перегруженные школы, не имеющие достаточного количества посадочных мест в столовой, работающие в две смены. Но и они сейчас находят способы покормить детей дважды. По нормам промежуток между питанием детей должен составлять не более 3,5 - 4 часов, в зависимости от возраста.

При реконструкции и строительстве школ это требование уже сейчас учитывается. Кроме того, рассматриваются возможности разного вида питания. Но этот вопрос решается индивидуально в каждом учреждении.

В одной из школ появилась специальная автоматизированная программа по питанию. Родители заходят на сайт учебного заведения, открывают предложение из утвержденных продуктов, видят их стоимость и могут определять индивидуальное меню для своего ребенка. При этом программа не даст выбирать одно и то же блюдо каждый день: к примеру, гречку или макароны. Родители видят стоимость меню на неделю и могут тут же оплатить обеды своего школяра. Точно так же они могут выбирать второе питание, исходя из того, сколько ребенок пробудет в школе. Если до вечера - могут заказать полноценный обед. Если недолго - то булочку с чаем. Кроме того, это дает возможность родителям скорректировать домашний рацион питания, чтобы блюда в школе и дома не повторялись и ребенок получал от еды не только пользу, но и удовольствие.

- Конечно, это не так просто для комбинатов школьного питания, но очень удобно для родителей и детей. Это тот путь, по которому нужно идти, - считает Людмила Григорьевна.

КАК НОВЫЕ СТАНДАРТЫ БУДУТ РЕАЛИЗОВАНЫ В ЗАГРУЖЕННЫХ ШКОЛАХ?

В районах юга области практически все учебные заведения учатся в одну смену. Но 10 процентов школ региона перегружены. Практически все они находятся в Тюмени. Здесь действительно не так просто распределить всех детей во второй половине дня, как этого требуют новые стандарты образования.

- В этом случае необходимо составлять гибкий график занятий, тем более что это не просто традиционные уроки - это могут быть и экскурсии, и выходы на природу, в музеи, кроме того, можно использовать возможности сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, их площади, - объясняет Людмила Григорьевна. - В первую половину дня эти учреждения, как правило, более свободны. Поэтому мы получили принципиальное согласие департамента спорта и молодежной политики, что в свободные часы бассейны, спортзалы, кабинеты учреждений дополнительного образования смогут занять школьники. В каждом конкретном случае этот вопрос будет решаться индивидуально.

КАК ИЗМЕНИТСЯ ЗАРПЛАТА УЧИТЕЛЕЙ?

Принципиальных изменений нет. Вместе с тем, в соответствии с существующей сегодня системой оплаты труда, зарплата педагога зависит прежде всего от степени его участия в образовательном процессе, то есть от количества обучаемых детей, часов, полученных результатов. Последнее особенно важно с учетом имеющейся у каждого педагога возможности получить дополнительное денежное вознаграждение из так называемого стимулирующего фонда заработной платы, то есть премии, которая может быть получена, если учащиеся показывают определенные достижения. В связи с пересмотром нагрузки и, исходя из названных факторов можно смело предположить, что у кого-то из учителей зарплата увеличится.

- Замечу лишь, что нагрузка педагога и при старых, и при новых стандартах всегда предполагала как аудиторные часы - уроки, так и внеаудиторные часы работы с детьми, в которые включается в том числе и работа по ведению, например, предметных кружков, студий, секций, воспитательные внеурочные мероприятия, - говорит Людмила Григорьевна. - Сегодня эта работа получила более четкую организационную и содержательную регламентацию.

КАК НОВЫЕ СТАНДАРТЫ БУДУТ ВНЕДРЯТЬСЯ В ШКОЛАХ ОБЛАСТИ?

С 1 сентября по новым стандартам начнут учиться более 1700 первоклассников из 32-х школ юга области. В Тюмени это лицеи №№ 34 и 81, гимназия № 12, школа № 91 в поселке Мыс, школа № 88. Никакого конкурса для детей нет. Записаться можно точно так же, как и в предыдущие годы.

Каждое из 32-х учебных учреждений для апробации было утверждено на уровне муниципалитета. Экспериментальные площадки выбирались во всех районах юга области. Главные принципы - готовность школы, опыт, уровень профессиональной компетентности и желание руководителей и учителей: в дальнейшем они должны суметь передать свой опыт и знания коллегам, потому что в 2011 году новые стандарты для первых классов станут обязательными для всех школ.

Вводить обучение по новым стандартам будут постепенно. В 2011 - 2012 учебном году по ним станут учиться все первоклассники, соответственно в 2012 - 2013 учебном году - первые и вторые классы и так далее до 2020 года.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также