Максим с детства был связан с авиацией. Фото предоставлено героем материала
Быть пилотом – это видеть не только красивые закаты и рассветы, но и нести большую ответственность за работу, а еще за пассажиров. Максим Пырков 14 лет проработал пилотом и не так давно ушел на пенсию. Его профессиональный путь был предопределен чуть ли не с самого детства. Ситуации за годы работы были всякие, но любовь к авиации осталась навсегда.
– У меня отец был пилотом военной авиации. Воевал в Афганистане, был ликвидатором ЧП на Чернобыльской АЭС. А я такой ребенок – рожденный от ликвидатора. Отец 17 лет проработал в гражданской авиации. Собственно, выбора у меня и не было. С четырех лет я уже находился с папой в кабине самолета. Сидел у него на коленках, держался за штурвал, – вспоминает Максим.
За его плечами большой опыт работы, однако волнение присутствует до сих пор, и, по словам пилота, так и должно быть.
Отец Максима также был пилотом, но сначала военной авиации. Фото предоставлено героем материала
– Я налетал уже более семи тысяч часов, – рассказывает Максим. – Того волнения, что было в самом начале, нет. Есть другое. У любого адекватного человека есть страхи, переживания. И наверное, командирам судна, инструкторам, кем я и являюсь, больше платят не за профессиональные навыки, а за то, что они умеют брать ответственность. Командир отвечает за многое, в том числе за подготовку людей, которые с тобой находятся на борту, за весь экипаж и за всех пассажиров, а это ни много ни мало почти 200 человек. Понятно, что при отказе авиационной техники или в каких-то щекотливых ситуациях волнение присутствует, и оно должно быть! Бесстрашным в этой сфере быть нельзя. Нужно адекватно оценивать риски. У нас не военная структура, перед нами не стоит задача выполнить полет любым путем. Есть иногда такие моменты, когда нужно задуматься: а стоит ли тебе лететь? Да, в плохую погоду можно уйти на запасной аэродром, где-то нужно уйти на второй круг, но самое главное – безопасный исход полета для пассажиров и экипажа.
Максим признался, что и в его практике щекотливые ситуации случались.
– Ой, много было интересного, – говорит он. – Однажды разгерметизация была и закрылки не выпускались. Слава богу, конечно, в кукурузном поле не садился. Оба двигателя не отказывали. Самое главное в такие моменты – сохранять спокойствие, понимать, как действовать. Я и молодым пилотам объясняю, что нужно всегда «лететь» впереди самолета. Если ты за ним, а он впереди, ты не можешь тут, как на машине, поставить на стояночный тормоз и подумать, что делать дальше. Всегда нужно предпринимать превентивные меры: и в аварийной ситуации, и в нормальном полете.
Максим уверен, что одно из главных качеств в работе - умение брать ответственность. Фото предоставлено героем материала
Экипаж на рабочем месте должен быть как одна крепкая семья.
– Иногда происходят ситуации, которые не описаны в книжках, – рассказывает пилот. – И тут приходится порой импровизировать. Возьмем случай пожара в «Суперджете», как там эвакуировали людей. Некоторые неправильно интерпретируют работу бортпроводника. Есть пассажиры, которые думают, что это просто официант в небе, а на самом деле это не так! Это люди, которые могут спасти вашу жизнь и жизнь пилотов, вытаскивая их из горящей кабины,
Оказывается, у некоторых пилотов есть и определенные правила, ритуалы и суеверия. Правда, сам Максим относится к этому нейтрально и старается не заострять на таких моментах внимание.
В полете случались разные ситуации, но, к счастью, все заканчивалось благополучно. Фото предоставлено героем материала
– Я видел ребят, которые крестятся перед взлетом. Кто-то читает «Отче наш», а если человек мусульманин, то читает свою молитву. Религиозная история неприкосновенна: если человеку нравится – окей, главное, чтобы каждый свои обязанности выполнял. Есть пилоты, которые не говорят слово «последний», только «крайний», – поделился Максим.
Сейчас он находится на пенсии, но признается, что ставить крест на карьере пилота еще не готов. Поэтому рассматривает разные варианты трудоустройства. В том числе за границей.
По словам пилота, каждый человек в экипаже очень важен. Фото предоставлено героем материала
Одного рвения и желания быть пилотом недостаточно. Стать им может далеко не каждый, и дело тут не только в результатах ЕГЭ. Помимо образования, знаний, обучения нужно иметь практически железобетонное здоровье.
– Мне повезло, я ЕГЭ не сдавал, и я уже достаточно немолодой человек. А нынешняя молодежь сдают экзамены. Допустим, в тот вуз, где учился я, в среднем нужно набрать 200 – 240 баллов. Это означает, что, если человек хочет стать пилотом, он должен учиться хорошо, а еще пройти медкомиссию: зрение, слух, сердце и так далее. Можно быть очень умным и очень мощным спортсменом, но если есть беда со зрением, слухом или чем-то еще, то путь в гражданскую авиацию может быть закрыт, – объяснил Максим.
Он честно и открыто рассказывает о гражданской авиации в своем блоге. Его читают не только начинающие и мечтающие стать пилотами люди, но и коллеги. Позиция Максима не всегда совпадает с мнением других людей, и периодически бывают проблемы.
– Мой блог не очень ванильный, – говорит Максим. – Он более такой правдивый. Об авиации рассказываю как есть. С теми проблемами, которые присутствуют. Есть много ребят, которые просто показывают красивую картинку, облачка, взлеты, посадки. Но сплошной негатив не транслирую.
Максим ведет блог, где честно рассказывает о гражданской авиации, но из-за этого иногда у него бывают проблемы. Фото предоставлено героем материала
Он придерживается позиции, что безопасность должна быть на первом месте, но и с людьми важно налаживать доверительный контакт.
– Я иногда пассажирам по прилету включал песни по громкой связи, и считаю, что это нормально. Ты создаешь в самолете неформальную атмосферу, и аэрофобы более расслабленно себя чувствуют. Они видят, что ты шутишь, рассказываешь что-то интересное. Я думаю, что это дружеская, доверительная атмосфера и она должна быть в самолете, – поделился пилот.