Премия Рунета-2020
Тюмень
-13°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
1 февраля 2024 16:43

«Упасть в шахту нельзя!»: российский техник опроверг мифы о падении лифтов и рассказал об особенностях их работы

Российский лифтовик опроверг мифы о падении лифтов и рассказал об особенностях их работы
Самое сложное в обслуживании лифтов - замена крупных деталей. Фото предоставлено героем материала

Самое сложное в обслуживании лифтов - замена крупных деталей. Фото предоставлено героем материала

Без лифта сегодня невозможно представить свою жизнь, однако мало кто задумывается о том, кто стоит за тем, чтобы он существовал, функционировал и без проблем выполнял свою работу. 1 февраля – День работника лифтового хозяйства. Праздник не имеет официального статуса, но все, кто к этой отрасли причастен, празднуют его уже более семидесяти лет. В честь такого события мы поговорили с техником-наладчиком электронного оборудования лифтов Владимиром Маштаковым. Он развеял мифы о падении лифтов, а еще рассказал об особенностях профессии и насколько сложно стать профи в этой сфере.

Лифт, несмотря на все страшилки и мифы, упасть никак не может. Безопасность в этой "машине" превыше всего. Фото предоставлено героем статьи

Лифт, несмотря на все страшилки и мифы, упасть никак не может. Безопасность в этой "машине" превыше всего. Фото предоставлено героем статьи

– Сама по себе профессия многопрофильная и вместе с тем довольно сложная. Это с виду кажется, что лифт – «коробка» с кнопками, а на деле – сложное устройство. Электромеханик должен понимать досконально всё устройство. В среднем обучение на электромеханика длится три месяца, но, для того чтобы получить право самостоятельной работы, нужно несколько месяцев стажировки. Как-никак, а главная функция электромеханика по лифтам – обеспечение безопасности пользования лифтом для рядовых пользователей.

Лифты, как и многая современная техника, постоянно попадают под изменения, но кое-что остается неизменным.

– Лифтовая сфера постоянно изменяется, но функция лифтов неизменна – перевозить пассажиров и различные грузы. А начинка бесконечно совершенствуется. Делается большой упор на комфорт поездки: плавный ход, оповещение этажей для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также, конечно, упор делается на безопасность. Претерпела изменения и система управления лифтами. Раньше она была построена на множестве реле и контакторов, что снижало надежность работы. Теперь на смену релейным системам управления пришли микропроцессорные системы, что в разы повысило эффективность безопасной работы.

На плечи экспертов, которые занимаются работой и обслуживанием лифтов, ложится большая ответственность.

– Мы отвечаем за безопасность. Электромеханик в ответе за безопасную эксплуатацию подъемного механизма, чтобы механизм не причинил вреда пользователям. Нам важно обладать не только знаниями, ответственностью, но и обучаемостью. Хотя принцип работы у подъемных механизмов одинаковый, но оборудование разное и постоянно совершенствуется.

Сборка лифта может занять пару недель, а с бумагами приходится повозиться, как и со сдачей объекта в эксплуатацию. Фото предоставлено героем статьи

Сборка лифта может занять пару недель, а с бумагами приходится повозиться, как и со сдачей объекта в эксплуатацию. Фото предоставлено героем статьи

Специалист развеял мифы и о падении лифтов в шахту. Оказывается, многие ошибаются и в самой формулировке.

– Как лифт может упасть в шахту, если он и так находится в шахте и по ней ездит? Несколько неправильная формулировка про падение лифта в шахту. Если говорить о падении лифта в каком-нибудь фильме или сериале, то это вымысел! Во-первых, у лифта несколько канатов и сразу оборваться они никак не могут. Во-вторых, у кабины есть механизм «ловителей», который быстро остановит кабину в случае превышения скорости. Принцип работы «ловителей» можно сравнить с работой ремня безопасности в автомобиле. Так что вероятность падения кабины исключена.

Поняли: падение в шахту исключено, но найти там что-нибудь интересное вполне реально!

– Ой, мы в шахтах находим всякое! Чаще всего туда кидают всё, что можно просунуть в щель порога. Как-то коллеги рассказывали, что один житель многоэтажного дома невообразимым образом умудрился открыть дверь шахты и выбросить на кабину лифта шкаф. Своим нехорошим поступком он вывел лифт из строя.

А еще установить лифт не так долго, а вот с бумажной документацией приходится повозиться.

– Если взять среднестатистическую девятиэтажку, то лифт сам по себе монтируется быстро. Можно справиться за пару недель. Гораздо дольше оформляется вся необходимая документация, без которой лифт ввести в эксплуатацию невозможно. Ну и, конечно, на новом смонтированном лифте должно быть полное техническое освидетельствование с участием специализированного инженерного центра, который должен дать заключение о безопасности лифта. Так что со всеми этими согласованиями и проверками сроки растягиваются минимум на полтора месяца.

В этой непростой сфере кроме ответственности важно и постоянное обучение, так как лифты постоянно модернизируются. Фото предоставлено героем статьи

В этой непростой сфере кроме ответственности важно и постоянное обучение, так как лифты постоянно модернизируются. Фото предоставлено героем статьи

Есть в этой деятельности и другие сложности.

– Самое сложное в этой профессии – замена крупных узлов, типа лифтовой лебедки. Потому что для этого нужно надежно зафиксировать кабину и противовес, чтобы потом можно было демонтировать старую неисправную деталь. Под нагрузкой этого сделать никак нельзя. Так что это еще и тяжелая рутинная работа.

Часто приходится взаимодействовать и с застрявшими пассажирами. Неожиданно, но чаще всего люди в этих лифтовом заточении виноваты сами.

– Допустим, превышают грузоподъемность. Написано: грузоподъемность четыре человека, а они вшестером набиваются. Естественно, лифт не сможет поехать наверх. А если поедет вниз, то есть риск того, что кабина сядет на «ловители», так как превышение массы кабины с пассажирами спровоцирует увеличение скорости. На такие заточения все по-разному реагируют. Некоторые пытаются сами выбираться, что ни в коем случае делать нельзя!

Несмотря на всю серьезность профессии и большую ответственность, у специалистов этой сферы есть свои шутки, слова, которые понятны только им.

– Мы градусником называем лифт в приставной шахте, которая смонтирована на фасаде здания. Противовес величаем «дураком», а направляющие – «палки», канаты – «веревки».

А еще не все лифтеры, как выяснилось, называются лифтерами.

– Лифтер – специально обученный человек, в обязанности которого входит управление лифтами (на предприятиях), а также освобождение пассажиров. А вот ремонтировать лифт после поломки лифтерам нельзя. Ремонтирует и производит техническое обслуживание как раз таки электромеханик по лифтам. Так что профессии лифтер и электромеханик по лифтам разные! Зачастую электромеханики по лифтам обижаются на то, что их называют лифтерами. Это сродни тому, как пожарного называть пожарником!

В шахте лифта лифтовики порой находят много интересных вещей. Бывает, что попадаются и шкафы. Фото предоставлено героем статьи

В шахте лифта лифтовики порой находят много интересных вещей. Бывает, что попадаются и шкафы. Фото предоставлено героем статьи

Деятельность лифтёра хотя и кажется незаметной и не столь популярной, но без нее существовать если не невозможно, то очень трудно.

– Без специалистов этой профессии в городах с домами высокой этажности пришлось бы очень туго. Другое дело, что имеется большой дефицит специалистов, как, собственно, в любой другой рабочей отрасти. Так что пока в мире есть лифты, наша специальность никуда не денется. И да, первого февраля наш профессиональный праздник! Как-никак, а наша сфера очень важна в городской инфраструктуре.

Отметим, что дата праздника 1 февраля выбрана не зря. В этот день в 1949 году вышло в свет постановление Совета министров СССР «Об организации производства лифтов». Именно эта дата и была выбрана работниками лифтового хозяйства в качестве профессионального праздника ещё в советскую эпоху. Также постановление положило начало оформлению лифтового хозяйства в отдельную сферу. В то время страна восстанавливала разрушенные во время Великой Отечественной войны города, модернизировала, развивала жилищный фонд, набирали обороты и темпы строительства домов, в том числе и многоэтажных, вопрос оснащения этих домов лифтами становился всё более актуальным. В итоге сейчас уже не представляем свою жизни без них.