Премия Рунета-2020
Тюмень
+17°
Boom metrics
Экономика31 марта 2022 10:40

В Тюмени обсудили, почему важно заниматься финансовым образованием и почему не нужно бояться процедуры банкротства

Эксперты дали советы, как отказаться от навязывания услуг и научиться формировать свой бюджет
Спикеры рассказали, почему важно заниматься финансовым образованием

Спикеры рассказали, почему важно заниматься финансовым образованием

Фото: Кира Санникова

В Тюмени обсудили роль финансового образования в развитии экономики и повышении благосостояния населения. Круглый стол в формате онлайн прошел на совместной площадке изданий «Тюменская область сегодня» и «Комсомольская правда» – Тюмень» в рамках проекта «Говорим о важном».

В экспертной встрече приняли участие: ведущий специалист по работе с клиентами, специалист по связям с общественностью юридической компании «Адвоклад» Владимир Аминов, заместитель начальника экономического отдела Отделения Банка России по Тюменской области Наталья Богомолова, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Артем Никоза.

Спикеры рассказали, почему важно заниматься финансовым образованием, дали советы, как отказаться от навязывания услуг и научиться формировать свой бюджет, а также объяснили, почему важно не ошибиться с выбором юридической компании, планируя процедуру банкротства.

Так, по словам заместителя начальника экономического отдела Отделения Банка России по Тюменской области Наталья Богомолова, за 2021 год жители большой Тюменской области направили свыше 300 обращений по вопросам навязывания услуг, это около 5% от совокупного объема обращений, причем по сравнению с 2020 годом количество таких обращений возросло в полтора раза. Потребителям навязывают страхование жизни или здоровья, а также различные юридические, медицинские и консультационные услуги – от «помощи на дорогах» до «улучшения кредитной истории» и «теледоктора».

– Это навязывание возможно в разных формах. Например, менеджер может утверждать, что без дополнительных услуг процентная ставка будет выше или что заемщик вовсе не сможет получить кредит или заём. Однако следует помнить, что по общему правилу отказ в приобретении услуги не должен влиять на возможность получения кредита или займа, а процентная ставка может быть повышена только в случае отказа заемщика от страховки, которая покрывает риски обслуживания долга. Приобретение страховки может снизить процент по займу, – пояснила спикер.

Наталья Богомолова добавила, что в таких случаях стоит всё посчитать самостоятельно и сравнить расходы по займу со страховкой и без: возможно, и правда удастся сэкономить на переплате, а возможно – нет.

В свою очередь начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Артем Никоза отметил, что за 2021 год от жителей региона поступило 4086 жалоб, из них на оказание финансовых услуг – 397. При этом каждая десятая касалась навязывания услуг при их оформлении.

– Заметно выросло и число жалоб в сфере онлайн продаж, которые стали более востребованы на фоне пандемии. Если в первом квартале 2019 года их было 45, а в аналогичном периоде 2020 года 29, то в 2021 цифра возросла до 60, а в этом году уже до 68, – рассказал спикер.

Он добавил, что процент исков, удовлетворенных в пользу потребителей, в процессах, где так или иначе принимало участие региональное управление Роспотребнадзора, составило 90 – 95%.

Параллельно продолжился и рост закредитованности жителей Тюменской области. Согласно статистике, озвученной в рамках экспертной встречи, за 2021 год показатель, рассчитанный с использованием номинальной заработной платы, вырос с 40% до 50%. Хотя еще пять лет назад он был в пределах 26%.

Неудивительно, что на этом фоне увеличилось и число обращений от граждан, желающих пройти процедуру банкротства. Как отметил ведущий специалист по работе с клиентами, специалист по связям с общественностью юридической компании «Адвоклад» Владимир Аминов, за 2021-й и с начала этого года рост составил более 20%. В основном к признанию своей финансовой несостоятельности прибегали и прибегают те, кто по каким-либо причинам не смог справиться с последствия пандемии. В числе наиболее частных причин – потеря работы либо существенное сокращение заработка.

– Что касается изменений самой процедуры банкротства, общий порядок остался прежним. Закон не менялся, но сейчас стали требовать больше документации, больше обоснованности сделок. Кредиторы стали подавать апелляцию даже с самыми слабыми основаниями. Но этот вопрос мы успешно решаем, ведь, по сути, в чем смысл банкротства: если гражданин не может обслуживать свои долги, он обязан подать на банкротство, – подчеркнул спикер.

Владимир Аминов пояснил, что в процедуре банкротства есть несколько этапов. В среднем весь процесс с момента подачи в суд документов до признания финансовой несостоятельности занимает порядка 6 месяцев.

– По завершении процедуры гражданин не сможет в течение трех лет занимать руководящие должность в МФО и в негосударственных пенсионных фондах, а также в течение пяти лет должен будет сообщать потенциальным кредиторам о том, что ранее он проходил процедуру банкротства. Но, на наш взгляд, это незначительные последствия. При этом человек цивилизованным и законным способ решает проблемы с непосильной задолженностью, – выразил уверенность эксперт.

Владимир Аминов также предостерег тех, кто задумывается о таком важном шаге, как объявить себя финансово несостоятельным, и определяется с выбором юридической компании. Чтобы не потратить деньги на недобросовестных участников рынка, следует внимательно изучить информацию о компании на сайте налоговой инспекции, посмотреть ее решения по делам и почитать отзывы, посоветовал спикер.

– Процедура банкротства достаточно сложная и бюрократичная. Необходимо внимательно составлять все документы и направлять их правильным образом. Необходимо знать, как взаимодействовать с арбитражным управляющим, и знать свои риски и последствия. Те, кто дает рекламу о быстром и легком списании долгов, всего лишь призывают к действию людей, которые из последних сил платят по своим обязательствам, не зная, что их ждет дальше, и которые боятся что-либо делать, так как полно недобросовестных юристов, – поделился мнением Владимир Аминов.

Спикер еще раз напомнил, что суть банкротства физических лиц – через суд цивилизованно решить проблемы с непосильной задолженностью. Доверив прохождение процедуры профессионалам, человек сможет избежать «долговой ямы» без ущерба для своей репутации и репутации близких родственников.