Премия Рунета-2020
Тюмень
+1°
Boom metrics
Авто2 ноября 2014 4:00

10 транспортных фактов о Тюменской области

Первый автомобиль попал в необычную аварию, а поезд-памятник прибыл с Ленинградского фронта
Первый автомобиль в Тюмени появился 105 лет назад.

Первый автомобиль в Тюмени появился 105 лет назад.

Фото: Ольга Крыльцова

Первый автомобиль появился 105 лет назад

По сведениям краеведа Александра Иваненко, первым тюменским автолюбителем стал инженер Эдуард Максимилианович Беднарский, прибывший в город для руководства работами по расчистке фарватера Туры и Тобола. Можно себе представить, какой фурор произвело появление в 1907 году диковинного агрегата. Однако вскоре автолюбитель попал в ДТП.

- На, казалось бы, тихом перекрёстке улиц Царской (Республики) и Телеграфной (Красина) автомобиль настолько шокировал встречных лошадок, что одна упряжка рванула вдоль по Телеграфной, а другая и вовсе опрокинула экипаж вместе с седоком. Все остались живы, однако происшествие наверняка ещё долго обсуждалась горожанами, обрастая всё новыми слухами и подробностями, - писал краевед Станислав Белов.

До 1919 года единственным автовладельцем был купец Колокольников.

Водителей обязали пристегиваться в 70-ых годах

Семидесятые ознаменовались резким ростом аварийности на дорогах. Одной из многочисленных мер по снижению числа жертв ДТП стало решение об обязательном использовании ремней безопасности. Ведены ограничения скорости движения, а на вооружении у ГАИ появился вертолет Ми-2 для патрулирования междугородных магистралей. Налажено изготовление световозвращающих дорожных знаков и разметки.

Первый светофор появился в Тюмени в 1960 году

Единые для всего Советского Союза правила дорожного движения были введены в 1960 году. Кстати, в тот же год в центре Тюмени установили первый светофор.

Первый троллейбус ездил от медоборудования до моторного завода.

Первый троллейбус ездил от медоборудования до моторного завода.

Фото: Ольга Крыльцова

Первый троллейбус ездил от медоборудования до моторного завода

1970-й - год рождения тюменского троллейбуса. Пуск первой линии от завода медоборудования до моторного завода протяженностью восемь километров прошел очень торжественно. В следующем году появились еще два маршрута, в 1973 году - четыре. Сначала трудились троллейбусы марки ЗиУ-5, лет через десять их обновили до ЗиУ-9. Троллейбусы ходили в Тюмени до 2009 года. Кстати, в 60-е годы ненадолго появился привычный сегодня вид общественного транспорта - маршрутное такси, правда, совсем ненадолго.

«Рощино» построили после открытия нефти

Бурное развитие авиационного транспорта в Тюменском регионе начинается с открытием нефтяных месторождений в 60-ых годах. В условиях полного бездорожья осваивать месторождения нефти и газа, было возможно, только при условии создания развитой авиационной инфраструктуры. В сжатые сроки был построен новый аэропорт в Тюмени.

15 мая 1968 года приказом Министра ГА СССР образован Второй тюменский объединенный авиаотряд и с этого момента начинается отсчет истории развития и становления аэропортового комплекса, формирование коллектива.

В этот период из аэропорта «Рощино» отправлялось воздушным транспортом 1,5 миллиона пассажиров ежегодно.

Сегодня аэропорт «Рощино» имеет статус международного. В 2012 году началась реконструкция, которая продлится до 2015 года. По итогам реконструкции площадь терминала увеличится в три раза и превысит 25 тыс. кв. метров. Существенно увеличится его пропускная способность: с 250 до 600 пассажиров в час. Также повысится комфорт и безопасность пребывания пассажиров. После реконструкции тюменский аэропорт по комфортабельности не будет уступать аэропортам Москвы.

Аэро Л-29 «Дельфин» - первый чехословацкий  самолет.

Аэро Л-29 «Дельфин» - первый чехословацкий самолет.

Фото: Ольга Крыльцова

На Ямской поставили самолет «Дельфин»

Аэро Л-29 «Дельфин» - первый чехословацкий самолет. Совершил первый полет 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом странами-участницами Организации Варшавского договора. Серийно производился в 1963 – 1974 годах, построено 3665 самолётов, сообщает «Википедия».

Сохранилось большое количество экземпляров Л-29 в качестве авиапамятников и экспонатов музея, которые можно увидеть, например, в Таганрогском музее авиационной техники, аэродроме ФИНАМ (Большое Грызлово), аэродроме Борки, Луганском авиационно-техническом музее, Омском аэроклубе ДОСААФ (аэродром Марьяновка). А также в Тюмени – на ул. Ямской, 116 – у ДОСААФ.

Железная дорога появилась в конце 19 века

Ветка Екатеринбург – Тюмень была построена в 1885 году. Три года спустя она была объединена с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, которая стала называться Уральской железной дорогой. Таким образом, были соединены бассейны Оби и Камы. В 1913 году построена трасса Тюмень — Омск. В 1966 году начато стро­ительство железной дороги Тюмень–Тобольск–Cургут–Нижневартовск.

После начала строительства Транссибирской железнодорожной магистрали в Тюменской области получили развитие отрасли сельхозпереработки, особенно маслоделие, судостроение, кожевенное, стекольное и лесоперерабатывающее производства.

Кстати, в 2014 году детская железная дорога отмечает 45-летие. Разработка проекта началась в 1967 году по поручению областных комитетов ВЛКСМ и КПСС. Инициатором стал вышедший на пенсию начальник Тюменского отделения Свердловской железной дороги Николай Георгиевич Глотов.

Паровоз ФД 21-3031 находится на ул. Первомайской, возле ДК «Железнодорожник».

Паровоз ФД 21-3031 находится на ул. Первомайской, возле ДК «Железнодорожник».

Фото: Ольга Крыльцова

Железный Феликс

Паровоз ФД 21-3031 находится на ул. Первомайской, возле ДК «Железнодорожник». Серия была названа в честь «железного наркома» Феликса Дзержинского. К слову, он сам в Тюмени был проездом - на поезде, разумеется. Что касается тюменского паровоза-памятника, то у него боевая история.

- Судя по воспоминаниям очевидцев, о боевых действиях наш паровоз знал не понаслышке, немало поработав под огнём на Ленинградском фронте. Во всяком случае, когда осенью 1941 года ФД 21-3031 прибыл в Тюмень, на его обшивке, тендере и котле насчитали семь пробоин от осколков. Что, впрочем, не помешало ему не только добраться до далёкого сибирского города, но и притащить за собой ещё пять паровозов, израненных в боях, - пишет краевед Станислав Белов.

Летом 1986 года, к 400-летию Тюмени и 100-летию открытия регулярного движения по железной дороге Екатеринбург – Тюмень наш паровоз был торжественно водружён на пьедестал, превратившись в памятник.

Эх, дороги!

«Тюмень – столица деревень» - так шутили соседние регионы после образования Тюменской области в 1944 году. Дело не только в том, что в границу новообразованного региона вошли сплошь деревни и села, а также города, больше похожие на деревни.

Чего стоило бездорожье на юге региона. В те годы появилась еще одна поговорка: «Тюмень – ядрена мать». К слову, в последние годы Тюменская область фигурирует в рейтингах самых безопасных дорог.

Тюмень – один из лидеров по транспортной обеспеченности

Областной центр за последние пять лет прочно обосновался в лидерах по обеспеченности транспортом. Это подтверждают различные рейтинги.

В 2008 году по данному показателю Тюмень обогнала даже Москву. В конце 2011 года на тысячу жителей в Тюменской области приходилось около 400 автомобилей. По данному показателю регион уже находится на уровне таких городов, как Париж, Лондон и Мадрид.

За 2013 год частный автопарк Тюменской области увеличился почти на 100 тысяч автомобилей: к Новому году их составило почти 690 тысяч, в Тюмени – почти 290 тысяч. По статистике, машину имеет практически каждый второй тюменец.