Премия Рунета-2020
Иркутск
+7°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
8 апреля 2022 2:01

История чудом выжившей пассажирки рухнувшего в иркутской тайге L-410. Как жених смог отыскать ее раньше спасателей

Спустя полгода сибирячка решилась рассказать, что пережила
История чудом выжившей пассажирки рухнувшего в иркутской тайге L-410. Фото: личный архив героини статьи

История чудом выжившей пассажирки рухнувшего в иркутской тайге L-410. Фото: личный архив героини статьи

- Воспоминания о том дне до сих пор вызывают мандраж. Кажется, будто я снова на месте авиакатастрофы, - «тем днем» 23-летняя иркутянка Людмила Кокшарова называет 12 сентября 2021 года, когда самолет, в котором она летела к жениху в село Казачинское, рухнул в четырех километрах от аэропорта.

- Мы с Антоном решили, что пора жить вместе, - делится с корреспондентом «КП» -Иркутск» девушка. – В августе он сделал мне предложение, а переехать из Казачинского не мог, так как обязан отработать там несколько лет. И все складывалось хорошо: я перевелась на заочное обучение, купила билеты и уже собрала вещи.

Антон сделал Людмиле предложение в августе прошлого года. За месяц до вылета. Фото: личный архив героини статьи

Антон сделал Людмиле предложение в августе прошлого года. За месяц до вылета. Фото: личный архив героини статьи

СТРАХ ПЕРВОГО ПОЛЕТА

У Людмилы перед рейсом не было плохого предчувствия. Хотя небольшой страх присутствовал, и это объяснимо, ведь в самолет она садилась в первый раз в жизни. Место девушке досталось в хвостовой части салона. До Казачинского 1,5 часа пути. Все проходило штатно, пока L-410 не приступил к посадке… Он сделал несколько кругов над селом, а потом…

- Резкий удар! - вспоминает события той ночи чудом уцелевшая пассажирка. – Вокруг стоял дикий шум – казалось, будто самолет без выпущенных шасси водит днищем по земле. Наверное, поэтому никто не кричал – все думали, что мы просто неудачно сели на территории аэропорта. В этот момент я ударилась головой. Как позже сказали в больнице – отделалась лишь сотрясением и разбитым носом. Благодарю за это ремень безопасности. Часть пассажиров отстегнули его, когда увидели, что мы почти на месте…

Тот самый L-410, в котором помимо Людмилы Кокшаровой находились 14 пассажиров и двое пилотов, рухнул на сопке посреди тайги, оставив после себя дорожку из сломанных деревьев.

- Когда самолет остановился, люди начали стонать и кричать. Некоторых из них зажало в искореженном салоне, другие жаловались на боли в руках и ногах, - продолжает вспоминать хронологическую последовательность авиакатастрофы иркутянка. – Я до сих пор не знаю, был ли это открывшийся от удара аварийный выход или фюзеляж раскурочило настолько, что в обшивке появилась огромная дыра. Через нее я и еще около пяти человек выбрались наружу и отошли от обломков на безопасное расстояние, боясь взрыва. В воздухе стоял сильный запах керосина.

ПЫТАЛИСЬ КРИЧАТЬ И ВКЛЮЧИЛИ КЛАВУ КОКУ

Первым делом каждый начал набирать на телефоне номера самых близких. Людмила позвонила Антону, жениху. В ответ на слова о рухнувшем самолете мужчина усмехнулся – был уверен, что девушка хочет его разыграть. А через несколько минут уже обзванивал знакомых – просил присоединиться к поискам места катастрофы. Связь в лесу почти не ловила, но сибирячка успела отправить любимому геометку со своим местоположением. В это же время кто-то из уцелевших пассажиров сообщил о случившемся по номеру 112.

- Местность труднодоступная, ночь, мы ждали помощи около 4 часов, - рассказывает Людмила. – У одного пассажира оказалась с собой колонка. Он предложил воспользоваться ею. Включили на полную громкость, в надежде, что музыка станет ориентиром для МЧС. Правда, в репертуаре были лишь песни вроде Клавы Коки, которые вряд ли были бы слышны на дальнем расстоянии. Поэтому параллельно кричали и пытались связаться со спасателями по телефону. Удалось! Они сообщили, что в каждом самолете есть радиомаяк. Я снова забралась внутрь искореженного салона и нашла прибор схожий по описанию – серую коробку с разными тумблерами. Выживший пилот включил его, а я повесила прибор на выступающую железяку. Через полчаса вдали послышались звуки сирен.

Место падения сразу после катастрофы. Фото: ГУ МЧС России по Иркутской области

Место падения сразу после катастрофы. Фото: ГУ МЧС России по Иркутской области

Первым из леса к груде изуродованного металла вышел один из добровольцев. Следом в темноте появилась знакомая Людмиле фигура. Это был Антон. Геометка оказалась неточной, имела погрешность в несколько километров. И Антон плутал по лесу, как и спасатели МЧС, в поисках места крушения L-410.

- Мы и еще несколько пассажиров начали спускаться с горы, - вспоминает иркутянка. - В этот момент спасатели уже начали эвакуировать остальных людей, погружая их на носилки. Оказалось, что все это время мы были на острове. Выйдя из лодки, я сразу сказала, что у меня ничего не болит, чтобы поехать домой. Но родители жениха, которые должны были встречать в аэропорту и ждали рейса, уговорили обратиться в больницу. Провела там три дня. Затем на вертолете меня и еще нескольких пассажиров перевезли в Иркутск.

ВПЕРЕДИ – СВАДЬБА И ПЕРЕЕЗД

Несколько месяцев 23-летняя девушка боялась даже ездить в автомобиле. О самолетах вообще речи даже не идет, сибирячка не может преодолеть чувство страха.

После случившегося девушка больше не садится в самолет. Фото: личный архив героини статьи

После случившегося девушка больше не садится в самолет. Фото: личный архив героини статьи

- Вообще появилось необоснованное чувство страха, - признается она. - В общественных местах возникает дурное предчувствие, что вот-вот случится что-то плохое. Все мои мысли заняты тем, как вести себя в случае опасности.

Свадьбу молодые запланировали на это лето. Фото: личный архив героини статьи

Свадьбу молодые запланировали на это лето. Фото: личный архив героини статьи

Но от планов сыграть в этом году свадьбу молодые отказываться не стали. Торжество для самых близких Антон и Люда хотят устроить в Иркутске в конце лета. Что касается карьеры, девушка оканчивает университет по направлению «Правовое обеспечение национальной безопасности». Диплом о высшем образовании помог бы ей стать юристом или силовиком, но, по словам самой студентки – это не для нее.

- Для такой профессии нужен стальной характер, а я этим не отличаюсь, - скромно признается сибирячка, пережившая авиакатастрофу. – Буду продолжать делать девочкам маникюр. Это более спокойная работа.

А В ЭТО ВРЕМЯ

НЕ СМОГЛИ СЕСТЬ В ТУМАНЕ

Что же все-таки стало причиной трагедии, в которой погибли трое пассажиров и пилот? В конце января Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал промежуточный отчет о катастрофе самолета L-410. Известно, что полет проходил в штатном режиме. Однако во время снижения экипаж заметил туман в районе аэропорта и выпустил шасси. Заход на посадку выполнялся на автопилоте. С этого момента, что называется, все пошло не так. Сначала командир почему-то не дал команду на выпуск закрылков при первом заходе на посадку. Так и пытались сесть - с неубранными.

Как произошло крушение самолета. Карта: Алла Овчинникова.

Как произошло крушение самолета. Карта: Алла Овчинникова.

Затем дежурный аэродрома Казачинское сообщил, что видимость в районе населенного пункта была пониженной. Тогда командир принял решение уйти на второй круг и попробовал приземлиться снова. На этот раз без автопилота. В этот момент сработала сигнализация об опасности, а вертикальная скорость снижения достигла 10 м/с. Но из-за шума в кабине были не слышны предупреждения системы. Так, третий заход на посадку выполнялся со значительным отклонением вправо. Конечно, никакой полосы и наземных ориентиров пилоты не видели. Позже в МАК помимо тумана назвали еще одну возможную причину случившегося - координаты полосы в Казачинском в навигаторы GPS были внесены с ошибками и не соответствовали фактическим. Самолет столкнулся с верхушками деревьев на высоте 50 метров и рухнул на землю.

Фото: Восточно-Сибирская транспортная прокуратура

Фото: Восточно-Сибирская транспортная прокуратура

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Летела к жениху»: 23-летняя пассажирка L-410, совершившего жесткую посадку под Казачинским, впервые села в самолет. По словам матери, девушка отделалась разбитым носом. (подробности)

Как удалось выжить пассажирам L-410, рухнувшего в тайгу в Иркутской области, и почему не произошел пожар. Ответы на главные вопросы об авиакатастрофе дает генерал-майор авиации Александр Барсуков. (подробности)