Премия Рунета-2020
Тюмень
+11°
Boom metrics
Добрые дела19 января 2021 6:30

В России вернули вытрезвители: почем снятие похмелья в Тюмени?

Тюменский врач-нарколог – о том, что действительно сможет вылечить от пьянства
Тюменский врач-нарколог, психотерапевт Андрей Якунин считает, что нужно вернуть не только вытрезвители, но и ответственность за тунеядство

Тюменский врач-нарколог, психотерапевт Андрей Якунин считает, что нужно вернуть не только вытрезвители, но и ответственность за тунеядство

Фото: Ирина Ромашкина

В России возрождают систему вытрезвителей, правда, теперь отрезвление будет стоить денег. Закон о возвращении медицинских вытрезвителей Госдума приняла еще в 2019 году, он вступил в силу с 1 января 2021 года. Еще один закон гласит, что полицейские будут отвозить пьяных в вытрезвители без их согласия. Пока не ясно, как смотреть на старый-новый закон обществу. Что это – возрождение советских кардинальных методов отрезвления или гуманный способ вернуть человека к здоровому образу жизни?

Создавать вытрезвители вправе местные власти, медучреждения могут создаваться благодаря государственно-частному партнерству, с использованием средств инвесторов. Сколько будет стоить услуга, пока не известно, однако поисковик интернета уже отыскивает несколько доступных народу вариантов.

Как известно, алкогольная зависимость не выбирает клиента «по карману». Пристраститься к алкоголю могут и бедные, и самые богатые люди. Вот еще одно тому свидетельство: «Похмелья служба» Тюмени предлагает услуги оздоровления запойного пациента, стоимость варьируется от 2 400 рублей. В комплекс входит: осмотр, диагностика, ЭКГ, капельница, детоксикация и неотложный вызов. От 10 000 рублей предлагают трехдневную помощь с личным наблюдением врача-нарколога, услугу предоставляют VIP-клиентам.

Другая клиника в центре Тюмени вернет из запоя не менее чем за 3 500 рублей. Кстати, вызвать врача-нарколога можно на дом. Доктор осмотрит, нормализует сердечный ритм и давление, приведет в норму организм. Кроме того, среди услуг здравницы есть кодирование, а также здесь помогают лечиться от зависимости разных видов наркотиков, с полной реабилитацией.

Мнение эксперта

Насколько действенным будет такой подход в борьбе с алкогольной зависимостью? Этот бой уже 20 лет ведет тюменский врач-нарколог, психотерапевт Андрей Якунин, руководитель автономной некоммерческой организации «Центр развития социальных проектов Тюменской области «Милосердие».

– Со стороны хорошо рассуждать, когда ты этого не видишь. А когда он приходит к тебе, потом уходит, снова приходит пьяный. 90 процентов ходят по этому кругу. Пошли, пропились, вернулись, опять пошли и пропились, опять вернулись. На каком-то этапе кто-то из них под забором умирает… Потому что алкоголизм – это смертельное хроническое заболевание. И если его не лечить, человек умирает, – считает Якунин.

"Милосердие" принимает бездомных с 2017 года

"Милосердие" принимает бездомных с 2017 года

Фото: Ирина Ромашкина

Сегодня в Тюмени работают три центра для бездомных. Здесь помогают людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, бездомным, освободившимся из мест лишения свободы, утратившим социальные связи, в том числе страдающим зависимостью от психоактивных веществ, будь то алкоголь или наркотики. Однако опыт работы с зависимыми гражданами твердит Якунину о необходимости искоренять пьянство более весомыми способами.

– У Тюменской области есть потенциал, чтобы проводить эту работу. У нас есть вся инфраструктура. Я не знаю, где еще есть такие же центры. Где вы видели центр для бездомных, где есть спортивный уголок? Мы можем целую деревню им построить… Мы можем увести всех бездомных с улиц, просто они сами не хотят уйти с нее. Они не хотят! Они хотят пить. И если мы принудительно не будем закрывать их на реабилитацию, они придут гадить к вам в подъезд. Мы не решим проблему бездомных, пока не возродим систему лечебно-трудовых профилакториев, – считает Андрей Александрович. – Раньше, до 1990-х годов, было две статьи – принудительно лечили от алкоголизма и садили за тунеядство. И вернув это, мы победим проблему бездомных. Если этого не будет, при высокой доступности алкоголя бездомных будет больше и больше.

Центр "Милосердие" на ул. Коммунистическая, 70 делится на мужское, женское отделения и отдельно размещают паллиативных больных

Центр "Милосердие" на ул. Коммунистическая, 70 делится на мужское, женское отделения и отдельно размещают паллиативных больных

Фото: Ирина Ромашкина

Если говорить о наркомании, то одолеть это зло возможно, только если государство введет жесткие меры, считает Якунин. В качестве примера он привел правительственные решения Китая, которые помогли нации возродиться после трех опиумных войн.

– Китай в XX веке вымирал, потому что против них велись опиумные войны, их подсадили на опиум. И Китай принял политически волевое решение: в стране ввели принудительное лечение и публичную казнь наркоторговцев. И им все равно, что остальной мир о них говорит, – акцентировал внимание нарколог.

Он также отметил, что из всего числа наркозависимых в Китае на принудительное лечение пришлось направить только 10%, а 90% бросили принимать «дурь» сами.

Один из добровольческих проектов: портреты бездомных размещены в коридоре центра "Милосердие"

Один из добровольческих проектов: портреты бездомных размещены в коридоре центра "Милосердие"

Фото: Ирина Ромашкина

Тюменский опыт

В трех центрах «Милосердие» 96 мест. «Комсомолка» навестила постояльцев приюта для бездомных. По словам Андрея Александровича, двухэтажное здание на улице Коммунистической передали центру в безвозмездное пользование в 2017 году, затем АНО вошла в реестр поставщиков социальных услуг и стала реализовывать собственную программу социальной реабилитации граждан. Над ней Якунин работал с 2002 года.

– Реабилитация – это последовательный процесс, который помогает человеку научиться жить трезво. Мы создаем рычаг. И те, кто хочет бросить, они задумаются и изменят свою жизнь. И нам не надо будет проводить профилактические беседы, о том, что это плохо, что можно оказаться «там», на небесах, – убежден Андрей Якунин.

В тюменском центре для бездомных есть спортзал с тренажерами и комната отдыха с телевизором и книгами

В тюменском центре для бездомных есть спортзал с тренажерами и комната отдыха с телевизором и книгами

Фото: Ирина Ромашкина

Сегодня проекты «Милосердия» реализуются за счет двух президентских грантов, общественники работают совместно с правительственными ведомствами, а также помогают жить доброму делу благотворители.

Беседа с руководителем центра для бездомных привела к вопросу: а зачем дипломированному медику заниматься общественной благотворительной деятельностью вместо того, чтобы посвятить себя медицине?

– Это длинная история. История длиной в 20 лет. Я начал этим заниматься, еще когда учился в ординатуре по психиатрии. Мой родственник страдал зависимостью от наркотиков. Я искал разные возможности ему помочь. Считайте, на 20 лет мы ему жизнь продлили. Год назад похоронили. У него остались дети. Они не знают, в чем причина, почему их папа умер, поэтому я не уточняю, кто этот родственник, – поделился личным Андрея Якунин.

Андрей Александрович знает всех своих постояльцев лично, при встрече директор центра и его подопечные обмениваются новостями об успехах

Андрей Александрович знает всех своих постояльцев лично, при встрече директор центра и его подопечные обмениваются новостями об успехах

Фото: Ирина Ромашкина

Тогда ему было 26 лет, он только поступил в ординатуру, проходил этап становления личности. А вместе с тем молодой врач всеми силами пытался справиться с горем в семье. Вместе со своим родственником Якунин приехал к знаменитому старцу, архимандриту Ипполиту (в миру – Сергей Иванович Халин). К нему в то время съезжались со всей России: бездомные, освободившиеся из мест лишения свободы, алко- и наркозависимые. Отец Ипполит в 1960-х годах был в числе первых российских церковнослужителей, кто приехал на Афон, чтобы возрождать русское монашество в Греции. Спустя 17 лет старец вернулся в Россию, и с начала 1990-х архимандрит Ипполит стал настоятелем рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Но старец был в отъезде, когда тюменцы к нему явились.

– Я приехал с К. Он отказался даже в скит заходить, мы ночевали на улице, на земле. К. отказался оставаться, уехал по моим билетам. А я остался, также ночевал на земле… Это был август. Ночи были холодные. Чтобы согреться, я залазил в стог сена. И это учитывая, что я обливаюсь холодной водой… После трех ночей на земле, когда тебе нечем укрыться, нечего подложить под голову, я себя поймал на мысли: «Зауважал бездомных. Ну как не забухать в таких обстоятельствах?», – шутит Якунин.

Все медработники прошли обучение оказанию паллиативной помощи. Это стало возможным благодаря проекту "Милость сердца", который реализуется на средства президентского гранта

Все медработники прошли обучение оказанию паллиативной помощи. Это стало возможным благодаря проекту "Милость сердца", который реализуется на средства президентского гранта

Фото: Ирина Ромашкина

Отец Ипполит произвел на Якунина яркое впечатление. Сегодня Андрей Александрович говорит, что именно архимандрит привел его в православие. До встречи с ним отношение к вере у тюменца было посредственным.

– До этого отношение к православию у меня было как к бизнесу, но не было никаких сомнений, что Бог есть. В этом смысле я всегда был верующим человеком. А вот в православие меня привел отец Ипполит. Причем не проповедью, не словами и даже не делами. Когда я первый раз его увидел, я даже не понял, что он – это он. Он не производил впечатление, не был харизматичным. Он – исихаст. Когда я первый раз его увидел, пришел в голову помысел: если этот человек путем православия дошел до этого, значит, в православии есть истина. У меня произошел мировоззренческий разворот, без единого слова, – вспоминает Якунин.

Спасти всех возможно?

Тогда же началась история благотворительной деятельности самого Андрея Якунина. После знакомства с отцом Ипполитом тюменец взял у него благословение привозить наркозависимых к нему в монастырь. Люди, которые у него побывали, меняли свою жизнь. К слову, К. позже тоже вернулся в монастырь и прожил там год.

– Я начал возить из Тюмени зависимых. Но потом я осознал, что просто возить к старцу людей – это не будет эффективно с точки зрения оказания помощи. Нужен комплексный подход.

Старец Ипполит 18 лет назад подарил Андрею Якунину иконку святого Пантелеймона. Тюменец принял это как послушание

Старец Ипполит 18 лет назад подарил Андрею Якунину иконку святого Пантелеймона. Тюменец принял это как послушание

Фото: Ирина Ромашкина

Так родилась идея создания программы комплексной реабилитации наркозависимых в монастырях Русской Православной Церкви. В марте 2001 года Якунин взял благословение у отца Ипполита и начал писать программу.

– Я жил тем, чтобы ее реализовывать. В марте будет 20 лет этой программе. Хочу снять фильм про это: что было сделано, как и так далее. Тогда ведь ничего не было, а сегодня, спустя 20 лет, есть вся инфраструктура, – говорит Якунин. – Когда мы последний раз встретились с отцом Ипполитом, он мне подарил иконку святого Пантелеймона со словами: «Теперь вы наш человек, будем вместе работать». Это было 18 лет назад. Я тогда еще не знал, что это «приговор». Для меня это послушание, Бог всегда помогает, и отец Ипполит всегда помогает. В каком-то смысле это преемственность.

Он видит особую роль православия в борьбе с зависимостями, пагубными привычками. Болезнь, будь то наркомания или алкоголизм, разрушает личность. И когда человек освободится из плена зависимости, важно наполнить его духовностью.

– Если говорить о поддержании трезвости, в этом нет потенциала. Личность меняется. Почему мы говорим о православной ориентации? Потому что она дает систему нравственных ценностей. Почему мы говорим о духовной реабилитации? Потому что это полностью переориентирует систему ценностей человека, – пояснил свое видение Андрея Якунин.

Прием посетителей в центр "Милосердие" временно приостановлен с 15 января 2021 года

Прием посетителей в центр "Милосердие" временно приостановлен с 15 января 2021 года

Фото: Ирина Ромашкина

Вопреки мнению о том, что нужно возрождать систему ЛТП, на личном опыте Якунин убедился: важно, чтобы люди сами решались на повышение качества своей жизни. Насильно вытащить из этой трясины невозможно.

– Это немного противоречит моим убеждениями о принудительном лечении. Но я получил хороший урок, когда пытался спасти от зависимости своего близкого человека. Мы поддерживали его трезвость, продлили ему жизнь на 20 лет, но… Иногда нужно отпустить ситуацию, как она есть, и не поддерживать ту жизнь, которая не имеет смысла. Человек не сможет распорядиться ею так, чтобы принести пользу себе и людям, – сделал вывод Андрей Александрович.

Центр содержат на средства президентских грантов и добровольческие пожертвования

Центр содержат на средства президентских грантов и добровольческие пожертвования

Фото: Ирина Ромашкина

Год испытаний

2020 год оказался не только сложным, но и продуктивным для «Милосердия». В начале апреля в центре для бездомных выявили очаг коронавируса, зараженных госпитализировали в моногоспитали. Чтобы предотвратить возможное распространение инфекции, Андрей Якунин с командой добровольцев закрылись на карантин в центре. Еще осенью руководитель центра заявлял, что в любой момент готов снова уйти на самоизоляцию, если это потребуется. 15 января такая нужда случилась: отделение на Коммунистической снова закрыто.

– Это так. Самоизоляция пока до 26 января включительно. Я вместе с нашими сотрудниками проживаем для обеспечения текущей работы в полном объеме. Хочу обратиться по нуждам, кто готов откликнуться. Нужны памперсы – осталось на два дня (в день расход – одна упаковка, 30 штук). Для обращающихся в палатку и находящихся там на карантине всегда нужен доширак, чай, сахар, растительное масло. Всегда есть потребность в перевязочном материале. Всех заранее благодарю и прошу ваших молитв. Вместе мы переживем и этот карантин, – уверен Андрей Якунин.

Также можно сделать добровольное пожертвование на счет волонтерской организации, подробности на сайте АНО ЦРСП «Милосердие».