Премия Рунета-2020
Тюмень
+13°
Boom metrics
Экономика9 ноября 2018 7:02

Экономика, расти: в Тюменской области промышленникам помогают стать успешными

Для них придумали сразу две программы – на региональном и федеральном уровне
От роста производительности труда зависит рост региональной экономики

От роста производительности труда зависит рост региональной экономики

Фото: Лидия Шумкова

В Тюменской области продолжают усиливать конкурентоспособность предприятий и экономику региона. Инструментом для этого служат федеральная и региональная программы. Если первая – направлена на повышение производительности труда и поддержки занятости, то вторая - на повышение конкурентоспособности. Действуют они всего год, но те предприятия, которые рискнули попробовать новые механизмы, уже говорят о положительном эффекте. Хотя есть у них и определенные трудности. «Комсомольская правда – Тюмень» узнала, с чем столкнулась область, повышая производительность труда.

ЧТО ЗА ПРОГРАММЫ?

Как рассказала заместитель Губернатора Тюменской области Лариса Теплоухова, область с 2018 года участвует в качестве пилотного региона в федеральной приоритетной программе «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и реализует при этом собственную региональную программу «Повышение конкурентоспособности экономики Тюменской области».

- Рост производительности труда мы рассматриваем как фактор успешности предприятий, эффективности рабочих мест и как следствие роста региональной экономики, - подчеркнула замгубернатора.

Программы включают возможность грамотно применять на промышленных площадках передовой опыт бережливого производства. Для этого сотрудники регионального центра компетенций на базе Тюменского технопарка вместе с привлеченными экспертами помогают предприятиям в разработке программ повышения производительности труда. В то же время федеральный центр компетенций вместе со службой занятости населения Тюменской области занимаются образованием сотрудников предприятий. Кроме того, происходит финансовая государственная поддержка технического перевооружения.

- Мы убеждены, что она должна оказываться только тем предприятиям, которые заинтересованы в росте производительности труда. Этот тезис неоднократно озвучивался нашим губернатором, - отметила Лариса Теплоухова. - Сейчас в программу подключились 26 предприятий, а это более 8,5 тысяч работников. Это 10 пилотных предприятий федеральной программы и 16 предприятий регионального сегмента. Мы понимаем, что это авангард тюменской экономики, те, кто серьезно настроен на развитие.

Теперь задача региональных властей – расширить этот круг. И пока у них неплохо получается. Особенно мотивируют потенциальных участников различные финансовые инструменты. Они есть и в региональной, и в федеральной программах.

Так, помощник министра Минэкономразвития России Юлия Урожаева рассказала, что предприятия, которые включены в программу, имеют право подаваться на займы Фонда развития промышленности. Кроме того, компании, которые повышают производительность, будут иметь дополнительные налоговые преференции и льготные кредиты под 6,5%. К тому же, руководители и сотрудники предприятий-участников смогут пройти обучение и переобучение бесплатно, компаниям не придется вкладывать в это собственные деньги.

- Для регионов будут выделяться специальные гранты – их получит тот регион, который окажется лучшим в программе. Ему будет выделено дополнительное финансирование, которое можно использовать на стимулирование предприятий, - добавила Юлия Урожаева.

Стоит отметить, что с 2019 года федеральная программа превратиться в Национальный проект. Такое распоряжение дал президент страны. Регионы в нее будут отбирать до середины декабря, но Тюменской области повезло, потому что она уже прошла отбор.

Программы включают возможность грамотно применять на промышленных площадках передовой опыт бережливого производства.

Программы включают возможность грамотно применять на промышленных площадках передовой опыт бережливого производства.

Фото: Лидия Шумкова

ОТ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ

Как пояснила директор департамента экономики Тюменской области Ольга Простнева, пока сотрудничество ведется только с промышленными предприятиями, хотя участниками могут стать и сельхозпредприятия. Для каждого будет разработана своя программа.

- Особенную ценность представляет индивидуальная подгонка объема и набора мер для каждого конкретного предприятия в зависимости от его стартового состояния. То есть в программе нет готовых рецептов и каждое предприятие получает свою уникальную производственную систему, - сказала Ольга Простнева.

Благодаря такому индивидуальному подходу, пилотные предприятия уже достигли ощутимых результатов. В некоторых случаях незавершенное производство и время протекания производственных процессов сократились более чем в четыре раза, а производительность труда показала двукратный рост. На других участках прирост производительности труда составил 15-30% благодаря выстраиваемой системе.

Предприятия, уже испытавшие на себе все трудности и прелести проекта, рассказали о том, что получилось из этого эксперимента.

ООО НПП «СибБурМаш» был буквально первопроходцем. Внедрение федеральной программы там началось с декабря 2017 года. И за год там создали свою производственную систему, которая объединила и руководство, и сотрудников.

- Внедрение программы проводилось поэтапно. Сначала мы провели анализ, выявили семь видов потерь и составили план мероприятий по их устранению. В итоге перешли на мелкопартийное производство, что сократило время на обработку и уменьшило количество брака. Время изготовления изделий мы сократили до 30 дней вместо 45, «незавершенка» уменьшилась в два раза, время сборки – на 25% за счет построения последовательной цепочки и упорядочивания рабочих мест, - рассказал Владимир Чарушников, начальник производства ООО НПП «СибБурМаш» и добавил, что самым трудным было переучить людей от изготовления большими партиями.

О том, что внедрять новую систему организации труда было трудно, сообщил и Алексей Пермяков, заместитель управляющего директора по производству АО «Сибнефтемаш», еще одного предприятия-пилота.

- Изначально, как мы все знаем, все новое вызывает отрицание. Не только у рабочих, но и у инженеров, руководителей. Но в итоге процессы вовлечения персонала все-таки происходили, и люди уже постепенно нашли контакт и даже стали давать дельные советы, которые мы внедряли в мероприятиях, - подчеркнул он.