Сбербанк и ВТБ создадут в России новую региональную авиакомпанию.
Фото: Александр ГЛУЗ
Сбербанк и ВТБ планируют создать в России новую региональную авиакомпанию.
- Мы наняли консультантов вместе со Сбербанком, мы ищем операторов для проекта. Работаем над концепцией, ничего правительству пока не предлагали, — рассказал глава ВТБ Андрей Костин.
По словам Костина, идея запустить нового перевозчика принадлежит руководителю Сбербанка Герману Грефу. Создавать авиакомпанию с нуля или на базе уже существующей организации, пока не определились.
Непрофильные активы для банка – это всегда риск. А столь сложный и специфичный бизнес, как воздушный транспорт, - тем более. Почему же вместо того, чтобы просто кредитовать авиакомпании, банкиры решили сами перевозить пассажиров?
Эксперт по транспорту, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко полагает, что ВТБ и Сбербанк отреагировали на указание Владимира Путина.
- Президент в своем послании Федеральному Собранию заявил, что к 2024 году в России половина всех региональных авиарейсов будет выполняться напрямую, без пересадок в Москве. Частного бизнеса, который бы потянул такую задачу, в стране нет. Зато есть банки с излишком средств, - объяснил «КП» Крамаренко.
Задача понятна. Но ответа на вопрос, почему бы банкам просто не выдать кредит уже существующим частным региональным авиакомпаниям, у которых нет денег на развитие? Тем более, что выбирать есть из кого. Сейчас в России около 100 авиакомпаний. Крупнейшие пять из них занимаются международными и популярными внутренними рейсами. Еще несколько перевозчиков зарабатывают на чартерных рейсах. Но остальные сидят исключительно на региональных перевозках.
Мало кто знает, но два наших крупнейших госбанка уже давно в авиации: владеют крупнейшими лизинговыми компаниями. Куча авиапервозчиков используют самолеты, взятые в аренду у Сбербанка и ВТБ.
- В большинстве случаев, региональные полеты коммерчески не окупаются. Поэтому перевозчиков субсидирует государство. Пока не ясно, какая финансовая модель будет у авиакомпании Сбербанка и ВТБ — то ли она попробует зарабатывать на конкурентных условиях, то ли будет опираться на госсубсидии. Если бюджетная помощь достанется кому-то одному, остальные региональные игроки просто разорятся, - объяснил «КП» ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Федор Борисов.
Здесь стоит заметить, что по данным Федеральной антимонопольной службы, доля госсектора в экономике России достигла уже 70%. И в этих условиях забрать у частного бизнеса еще и рынок региональных авиаперевозок, вполне в общем тренде. На очереди, видимо, вызов такси и доставка пиццы – не зря же ходят слухи о планах покупки Сбербанком «Яндекса» вместе со всеми его сервисам.