Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Происшествия14 декабря 2017 8:49

Петербурженка получит 55 тысяч рублей за разгромленную в ходе спецоперации ФСБ квартиру

Это в шесть с половиной раз меньше, чем она хотела
Игорь НОВИКОВ
Оперативники ФСБ оставили за собой большой бардак. Но они ведь старались. Фото: Виталий Невар ТАСС

Оперативники ФСБ оставили за собой большой бардак. Но они ведь старались. Фото: Виталий Невар ТАСС

СИЛОВИКИ УШЛИ, А ОСАДОК ОСТАЛСЯ

Утром 17 августа 2016 года жители дома 92 корпус 3 по Ленинскому проспекту содрогнулись от громкого взрыва и последовавших выстрелов. Во дворе в это время показались десятки людей в масках, некоторые — с автоматами в руках.

- Учения, не обращайте внимание, свадьба удалась, - писали комментаторы в соцсетях.

О том, что происходящее — куда серьезнее — стало понятно чуть позже. Силовики оцепили шестой подъезд, а местных жителей попросили покинуть дом. Больше всего их интересовала квартира на 10-м этаже. Там засели четверо террористов. Боевики пытались отстреливаться, однако ответным огнем все были уничтожены.

Национальный антитеррористический комитет обнародовал имена бандитов. Ими оказались 30-летний Залим Шебзухов, 25-летний Астемир Шериев и 34-летний Вячеслав Ныров. Все трое являлись активными участниками террористического бандподполья, действующего на территории Кабардино-Балкарской Республики. Четвертый мужчина был их пособником.

К 15 часам спецоперация была завершена. Зеваки стали расходиться, а местных жителей начали запускать в подъезд. Позднее в свою квартиру удалось попасть и Ольге Ильиной. Это она сдавала жилье боевикам. Но у ФСБ не было претензий к женщине.

- По этим людям так и не скажешь, что они занимаются чем-то противоправным. Вполне приличные жильцы, - услышали они от Ильиной.

А у петербурженки претензии к силовикам появились. Войдя в родное жилье, женщина ахнула. От былого ремонта не осталось и следа, окна оказались разбиты, двери — выбиты.

НЕРЕЗИНОВЫЙ ФОНД

По данным «Комсомолки», Ильина заказала в управляющей компании экспертизу для оценки ущерба. После этого она подала в петербургское управление ФСБ заявление о возмещении причиненного во время штурма ущерба. Однако понимания со стороны силовиков не нашла.

В ФСБ заявили, что возмещение вреда возможно лишь в рамках постановления правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110. Оно указывает, что деньги на покрытие ущерба на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества пострадавшим гражданами выделяются из резервного фонда. Но предъявлять требования следует в органы исполнительной власти субъекта федерации.

Ремонт имущества, пострадавшего в ходе спецопераций, должен производиться за счет средств госбюджета, подтвердил «Комсомольское правде» источник в силовых структурах.

- В соответствии со статьей 18 федерального закона «О противодействии терроризму», «возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном правительством Российской Федерации, - отметил собеседник.

Однако в случае в Ильиной чиновники начали игру в «футбол». Или «пинг-понг».

Женщина с адвокатом написали заявление в администрацию Петербурга. Однако оттуда его спустили в администрацию Красносельского района, где находится квартира. Местные чиновники же в возмещении вреда отказали. Поэтому местной жительнице ничего не оставалось как подать иск в суд.

ПРЕЦЕДЕНТ ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА

Нанесенный действиями ФСБ ущерб был оценен в 325 тысяч 967 рублей. По словам адвоката Ильиной Александра Торварда, истец признает, что действия силовиков были правомерными, однако это, по его словам, не освобождает государство от возмещения вреда.

- Закон о противодействии терроризму прямо об этом говорит. Мы обращались в администрацию, но был дан ответ об отказе в возмещении ущерба, - заявил юрист.

Подобный иск стал первым в истории Санкт-Петербурга, который до августа 2016-го не сталкивался с масштабными спецоперациями по поимке боевиков. Вынести первое решение предстояло судье Смольнинского райсуда города Татьяне Матусяк. В ходе первого заседания представитель Минфина РФ заявил, что не считает ведомство надлежащим ответчиком.

- Мы перечисляем деньги. Но, когда совершается теракт, средства выделяют органы исполнительной власти или комитет. Так что, думаю, это к ним должно быть заявление, но в тех объемах, которые предусмотрены законом, — сказал он.

Однако судья Матусяк решила по-другому.

- Взыскать с Российской Федерации за счет казны РФ в пользу Ильиной Ольги Вячеславовны компенсационную выплату за частично утраченное имущество в размере 50 тысяч рублей, а также возмещение судебных расходов — 5 тысяч рублей. Всего — 55 тысяч рублей. Исполнение решения возложить на министерство финансов РФ, - огласила решение судья.

Суд указал, что в данном случае речь идет не о возмещении вреда, а о получении компенсационных выплат в результате правомерных действий - пресечения террористического акта. В том самом 110-м постановлении правительства РФ указано, что за частично утраченное имущество гражданин может получить лишь 50 тысяч рублей.

Итого, Ильиной будет выплачено в 6,5 раз меньше, чем она хотела.

Как сообщил «Комсомольской правде» адвокат Александр Торвард, решение суда, скорее всего, будет обжаловано.