Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество26 октября 2017 22:00

Похождения Леди Баскет: экс-президент Федерации баскетбола сбежала из-под ареста накануне суда

«Комсомолка» разбиралась, почему Юлии Аникеевой удалось так легко уйти от наказания
Экс-глава Российской федерации баскетбола Юлия Аникеева ходила на все заседания по ее делу в Чертановский суд Москвы, а на оглашение приговора не явилась... Фото: Валерий МЕЛЬНИКОВ/РИА Новости

Экс-глава Российской федерации баскетбола Юлия Аникеева ходила на все заседания по ее делу в Чертановский суд Москвы, а на оглашение приговора не явилась... Фото: Валерий МЕЛЬНИКОВ/РИА Новости

Такое нечасто бывает: судья торжественно зачитал приговор (4,5 года колонии), а на скамеечке для подсудимых пусто. Только судебные приставы по краям, для проформы. И растерянный адвокат напротив не менее растерянного прокурора. Так 23 октября в Чертановском суде выносили вердикт по делу бывшего президента Российской федерации баскетбола Юлии Аникеевой. 48-летней бизнесвумен дали срок за хищение 43 миллионов рублей (о перипетиях дела - в «Из досье «КП»). Дали заочно. Потому что Юлия Сергеевна, которую два с половиной года держали под домашним арестом, сбежала. И, как подозревают, уже могла пересечь границу России на рейсовом автобусе где-нибудь в Прибалтике. По поддельным документам.

ПО ВЫХОДНЫМ ЕЗДИЛА НА ДАЧУ

Самый главный вопрос: как человек, которого обвиняют в присвоении 43 миллионов рублей, сбежал перед самым приговором?! Что такое домашний арест? Это же браслет на ногу, который, стоит только арестанту покинуть свою квартиру, подает сигнал в ФСИН: «Объект вне зоны действия...» И к нему сразу летят люди в форме. И ловят его...

Увы, как стало известно «Комсомолке», Аникеева вообще не носила электронного браслета. Как так получилось, «КП» анонимно объяснил сотрудник ФСИН, знакомый с ситуацией.

- Мы не обязаны применять браслеты ко всем, отправленным под домашний арест, - огорошил меня собеседник. - Это нигде не прописано. Надевать браслет или нет, зависит от решения суда по мере пресечения. Там обычно прописывается, какие условия предполагает домашний арест в данном случае. Очень часто некоторые послабления выбивают адвокаты, обычно ссылаясь на некие проблемы фигуранта со здоровьем. Например, у Аникеевой были очень лайтовые (облегченные. - Ред.) условия. Она имела право на 6-часовые прогулки каждую неделю, а по выходным ей даже разрешалось выезжать за город, на дачу. Но это, повторюсь, решение суда, а не ФСИН.

По словам источника, при такой вольнице вешать на ногу фигурантке уголовного дела (украли, напомню, 43 миллиона!) браслет было нецелесообразно.

С ВЕЧЕРА АНИКЕЕВА БЫЛА ДОМА

- Как в таком случае контролируются люди под домашним арестом?

- За каждым подсудимым или обвиняемым закрепляется определенный инспектор ФСИН. У каждого инспектора до десяти таких подопечных может быть, а то и больше. Если браслет есть, инспектор с помощью специальной программы определяет границы, в которых фигурант имеет право находиться. Если человек нарушает эти границы, инспектор получает сигнал и немедленно связывается с подопечным: «Почему вы покинули свою зону?» Часто бывает, что человек случайно вышел за пределы, не со зла. Возвращается в нужные границы - система это отображает.

- А Аникееву, у которой браслета не было, как контролировали?

- Инспектор проверял ее в часы, когда она обязана была находиться дома. Вечером перед днем, когда должен был оглашаться приговор, инспектор заехал к ней. Юлия Аникеева была дома. На следующий день сотрудник ФСИН вернулся за женщиной (тех, кто под домашним арестом, в суд доставляет не конвой, а один инспектор. -Ред.), а ее нет...

А КТО У НАС МУЖ?

Заседание должно было начаться с утра в 11.00. И тут уже к бабке не ходи - госпожа Аникеева сбежала сразу после визита инспектора, получив фору более 10 часов. Много куда за это время можно улететь или даже уехать (автобусом до Минска - 11 часов, до Риги - 13). Тем более если вспомнить, «а кто у нас муж». Супруг Юлии Аникеевой - Константин Юрьевич Гринвальд (до смены фамилии был Бахвалов), бывший московский милиционер. В 1993 году его выгнали из органов за «незаконное лишение человека свободы» и «превышение должностных полномочий», завели уголовное дело, отпустили под подписку о невыезде, а он дал стрекача. В 1995-м засветился в разбойном нападении на севере Москвы, на него завели дело по статье «разбой». Подался в бега. Поймали его в 2003 году с липовым паспортом. Тогда его привлекли по статье «похищение человека», дали год, но отпустили из зала суда по амнистии. Потом Бахвалов-Гринвальд еще проходил по делу о подделке документов... Когда в итоге легализовался и перестал скрываться, официально числился в компаниях, которыми руководила супруга Юлия Аникеева. Можно предположить, что человек с таким богатым опытом беганий от милиции-полиции мог дать супруге несколько дельных советов...

Суд объявил Аникееву в розыск.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

На пост президента Российской федерации баскетбола Юлия Аникеева была выбрана в 2013 году. Выбрана на фоне крутой закулисной борьбы между экс-президентом РФБ Сергеем Черновым (Аникеева как раз была его протеже) и олигархом Михаилом Прохоровым, владельцем клуба НБА «Бруклин Нетс», который двигал в дамки своего человека. Спустя два года Аникееву убрали на пике очередного скандала. А потом выяснилось, что федерация после двухлетнего правления новой команды - в долгах как в шелках. После проверки нашли крупные хищения. Те самые 43 миллиона рублей, по версии следствия, списывались Аникеевой и ее командой на несуществующие мероприятия и услуги: банкеты для спортсменов, съемки промороликов, ремонт здания федерации и прочие.

Изначально в деле было четверо обвиняемых. Помимо самой Юлии Аникеевой, это главбух федерации Михаил Кочарян, бухгалтер Елена Силина, менеджер сборной России Дмитрий Домани (в прошлом - известный баскетболист, между прочим, выступал за ЦСКА, три раза выигрывал чемпионат России). Кочарян скончался от тяжелой болезни в разгар следствия. Домани ударился в бега и до сих пор числится в розыске. Силина весной этого года по приговору суда уехала в колонию на 3,5 года.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

«Срок за этот побег не добавят»

- В моей практике было много клиентов, которым суд выбирал мерой пресечения домашний арест, и не все они ходили с электронным браслетом, - говорит адвокат Александр Карабанов. - Были случаи, когда сотрудники ФСИН признавались: им просто не хватает этих самых браслетов.

- В решении суда об условиях домашнего ареста фигуранту действительно могут отдельно прописываться конкретные условия?

- Да. У меня была клиентка, которая проходила по уголовному делу о пособничестве в присвоении денег. Но так как она была многодетная мать-одиночка, суд разрешал ей под домашним арестом каждый день ходить на полный день на работу, а по выходным выходить гулять с детьми.

- Как на самом деле проверяют сидящих под домашним арестом?

- Для ежедневного контроля сотрудников у ФСИН, откровенно говоря, не хватает. Поэтому проверяют только время от времени. Могут через телефон - вместе с браслетом в квартире подсудимого устанавливается аппарат, который никуда нельзя вынести. На него в любое время могут позвонить, и «арестант» должен ответить. Либо могут провести внеплановую проверку, приехав без предупреждения.

- Что грозит Юлии Аникеевой за этот побег?

- По большому счету - ничего. Так как она скрылась до объявления приговора, еще не будучи осужденной, максимум ей светит пересмотр меры пресечения. То есть реальный арест вместо домашнего. На назначенный судом срок то, что она сбежала, никак не повлияет.