Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество20 августа 2017 22:00

Месть Сталина

21 августа 1940 года было совершено покушение на Льва Троцкого
Лев Троцкий с супругой Натальей Седовой в Нью-Йорке, 1938 год.

Лев Троцкий с супругой Натальей Седовой в Нью-Йорке, 1938 год.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Я был там, где это произошло. Мехико, район Койоакан, двухэтажный дом за высокой каменной оградой. С улицы из-за деревьев и той ограды здания не видно. Широкие, всегда закрытые, глухие ворота с довольно узким проходом рядом. Дом-крепость, можно сказать. Здесь почти четыре года скрывался вместе с женою и маленьким внуком кремлевский изгнанник, враг Сталина номер один Лев Троцкий.

Немало помыкавшись по свету, пожив кое-как в Турции, во Франции, на Принцевых островах, Троцкий и не помышлял о спокойной и тихой жизни изгнанника: то и дело одну за другой выпускал книги с обличением врага, главная из которых «Преступления Сталина» дошла по прямому назначению и привела вождя в ярость. И надрывные крики из-за океана, из далекой Мексики, где Троцкий в конце концов обосновался, тоже доносились - по радио и со страниц газет: «Долой Сталина и его камарилью! Долой хищную бюрократию! Да здравствует СССР, крепость трудящихся!» Умен и хитер Троцкий, а враг его сильнее и злобнее. Конечно, теперь он не мог оставить в покое Троцкого.

Ранним утром 24 мая 1940 года, теперь мало кто вспомнит о том, состоялось первое покушение. Группа неизвестных вооруженных людей в мундирах мексиканских полицейских без проблем разоружила охрану и, уже не скрывая своих намерений, ворвалась в дом. Они буквально изрешетили пулями стены комнаты, где спрятался Троцкий, но, видно, слишком уж торопились, поскольку ни сам Троцкий с женою, спрятавшиеся под кроватью, ни внук их не пострадали. Стало ясно - истинный вождь мировой революции жить ему спокойно теперь не даст, и потому всякий новый прожитый день после того нападения стал воспринимать как подарок судьбы. И был прав, поскольку настало 21 августа, уже слышны из кабинета обреченного шаги поднимающегося по лестнице Рамона дель Рио Меркадера, молодого красивого испанца, сумевшего влюбить в себя секретаршу изгнанника и ставшего фактически другом семьи.

Меркадер вошел в кабинет и, поприветствовав хозяина, зашел к нему со спины, чтобы лучше видеть, как тот читает и правит рукопись статьи. Светлый плащ, висящий на сгибе левой руки, Меркадер непринужденно бросил на стул за спиною Троцкого, снял висевший на руке ледоруб…

Но странно, однако… Меркадер, боевой офицер гражданской войны в Испании, вооруженный к тому же еще и пистолетом с кинжалом, орудием избрал неудобный в тесном пространстве за спиною жертвы ледоруб, пусть даже и с укороченной - отпиленной - ручкой… Закрыв глаза, Меркадер наносит удар. Потом - еще и еще… На крики примчалась охрана, сбила с ног Меркадера и стала нещадно ногами его избивать… Троцкий нашел в себе силы прокричать: «Не убивайте его! Пусть скажет, кто его послал!» Но Меркадер смолчал, и все двадцать лет, которые он получил, он тоже молчал.

Меркадер отсидел свой срок в мексиканской тюрьме от звонка до звонка, приехал в СССР, получил звезду Героя Советского Союза и звание генерал-майора - и без Сталина его заслуги перед мировым пролетариатом сумели оценить по достоинству.