Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество16 августа 2017 22:00

Двухкопеечное дело российской контрабандистки: как в Таджикистане из-за обычной монетки отдали под суд нашу соотечественницу

По нелепому обвинению гражданке России Татьяне Хужиной грозит 10 лет лишения свободы [фото, видео]
Российская гражданка Татьяна Хужина стала заложницей таджикского правосудия. ФОТО ozodi.org

Российская гражданка Татьяна Хужина стала заложницей таджикского правосудия. ФОТО ozodi.org

СТУКНУЛ ПО КАРМАНУ - ТАМ ЗВЕНИТ

Татьяна пропала не за грош. Если быть предельно точным и придерживаться юридически выверенных формулировок, гражданка Российской Федерации Татьяна Хужина, 42 лет от роду, пропала за 2-копеечную медную монету образца 1823 года, которая даже в базарный день на черном нумизматическом рынке стоит максимум 200 рублей. И то, если пребывает в приличном виде, - не стертая, не сбитая по краям. Ну потому что в царской России выпустили их уйму. Один только Сузунский медный завод в Сибири отчеканил 350 тысяч таких монет. Общий же тираж двухкопеечного медяка в крестьянской стране, где он был одним из самых ходовых, посчитать трудно. Речь идет о миллионах экземпляров. Не зря нумизматы их еще называют «царь полей» - найти это добро можно едва ли не в каждом огороде.

Тем фееричней история, случившаяся с Татьяной Хужиной. Произойти она могла разве что на просторах бывшего СССР, точнее, на тех его дальних окраинах, которые, отделившись четверть века назад в самостоятельные державы, уверенно и гордо пошли навстречу своей независимости, разрухе и нужде.

- Я, хоть и русская, но из Таджикистана, до 35 лет жила в Душанбе. А потом у меня родилась дочка. Мы продали квартиру и вместе с мужем переехали в Россию, - разговариваю с героиней современного национального финансово-правового эпоса по мобильному, прорываясь сквозь помехи горной атмосферы.

Денег от проданной квартиры хватило на скромненькую такую трешечку в видавшей виды двухэтажной хибаре в поселке Песочное - это в Ярославской области, километрах в 25 от Рыбинска. Из удобств только туалет. Это уже позднее выгородили место для ванной и электротитана. Муж к тому времени растворился на российских просторах и уже несколько лет не подает о себе вестей. Татьяна устроилась менеджером на местную птицефабрику «Ярославский бройлер», но денег все равно не хватало. И тут случилось знамение. Не сказать, что хорошее. Разбирая вещи давно умершей бабушки, российская гражданка Хужина нашла старую медную монетку. Хотела продать - всяко деньги в дом, но нумизматы, к которым обратилась, лишь посмеялись. Поэтому монетку сунула в кошелек. Как сувенир на счастье. Ну и как память о бабушке…

Таких двухкопеечных монет отчеканили в царской России несколько миллионов. Стоимость их у нумизматов сегодня не превышает 200 рублей. ФОТО: Таможня Республики Таджикистан

Таких двухкопеечных монет отчеканили в царской России несколько миллионов. Стоимость их у нумизматов сегодня не превышает 200 рублей. ФОТО: Таможня Республики Таджикистан

- Весной я с дочкой полетела в отпуск в Таджикистан. Просто со знакомыми повидаться и на могилах родственников побывать, - рассказывает Татьяна. - А когда возвращались, на досмотре в аэропорту таджикская таможенница попросила показать мой кошелек - у нее что-то там зазвенело. И среди российских рублей нашли эту самую старую монетку. Спросила, почему я не занесла ее в декларацию и где разрешение на вывоз…

- И что было дальше?

- С рейса нас с дочкой сняли. Составили административный протокол. А через день сообщили, что возбудили уголовное дело.

А ГЛАВНОЕ, ТАНЯ, БЕРЕГИ РУКУ!

Случилось это пафосное раскрытие жуткого преступления с последующими процессуальными процедурами 18 июня. Всё было по-серьезному. Очень даже по-настоящему. Для начала с подозреваемой взяли подписку о невыезде, а для гарантии - чтобы Татьяна с Софьей, 6-летней дочерью, не ушли через ущелья тайными и вообще-то заминированными тропами в соседний Узбекистан, - отобрали паспорта. Таджикские знатоки нумизматики из местного минкульта провели сложную экспертизу находки.

- Денег после отпуска не было и нет, хорошо, что моя подружка нас с дочкой приютила. Живем у нее. С помощью знакомых и дальних родственников наняли адвоката. А тот сразу мне объяснил, что монеты, вышедшие более 50 лет назад, не подлежат вывозу из страны.

Именно поэтому находку, выпавшую из кошелька российской гражданки, объявили исторической, культурной, музейной и нумизматической ценностью. То есть ценнейшим артефактом и фундаментальным элементом национальной истории и культуры. Не совсем понятно, правда, какое отношение российская двухкопеечная монета имеет к Таджикистану, которого в 1823 году, как, впрочем, и 50, и 100 лет спустя просто не существовало.

Шестилетняя Софья прижимается к маме, пока та общается с журналистами у здания суда. ФОТО ozodi.org

Шестилетняя Софья прижимается к маме, пока та общается с журналистами у здания суда. ФОТО ozodi.org

В XIX веке территория современного Таджикистана, как известно, входила в состав Бухарского ханства, а на месте, где сейчас располагается столица Душанбе, даже постоянного кишлака не значилось - разве что по понедельникам (Душанбе в переводе с фарси как раз и есть понедельник) сюда съезжались на базар местные дехкане. Какие российские рубли и копейки?! Можно было бы еще понять, если б речь шла о таньге или динаре с рупией. Но русская-то нумизматика тут-то каким аверсом с реверсом?

Следствие по этому заковыристому делу длилось два месяца, пока наконец не начался процесс в столичном районном суде Шохмансур под председательством многоуважаемого судьи Масрура Джурахонзода, который тут же объявил процесс в отношении российской гражданки закрытым для журналистов и прочих граждан. В зал пустили только адвоката «преступницы» и представителя российского посольства. А что вы хотите, если речь идет о жутком антигосударственном преступлении! Как-никак по этой статье УК Таджикистана российской гражданке грозит до 10 лет. Хорошо хоть, что руку не отрубят, как это принято в Саудовской Аравии, сильно дружественной современному Таджикистану.

ПОСИЛЬНЕЙ УКУСИ ДАРЯЩЕГО

- Ну хотя бы российское посольство вас поддерживает? - гордый за мощь своей страны, спрашиваю Татьяну. - Вон посол России в Таджикистане Игорь Лякин-Фролов даже заявил на днях, что они оказывают вам моральную и юридическую помощь.

- Ну как помогают… На втором заседании в суде представитель посольства действительно присутствовал. Но это и всё. Адвоката мы сами наняли…

А я почему-то даже не удивляюсь. Сам знаю: проще достучаться до жителей горных кишлаков Памира, чем до наших дипломатов в Душанбе. Три дня звоню по всем доступным номерам. В посольстве вас вежливо, но неуклонно отправляют в генеральное консульство, а в консульстве или телефоны не отвечают, или, если удалось все-таки прорваться, сообщают, что нужный вам сотрудник «на выезде». Каком выезде? Куда и зачем? Неизвестно, звоните позже…

Никакого терпения не хватит. А оно в Душанбе ох как нужно!

Дело ведь не в заурядной двухкопеечной монете, пусть и царских времен, которая гроша ломаного не стоит. А в том отношении властей горной страны к России и ее гражданам, которое можно определить просто - «черная неблагодарность».

Дом в поселке Песочный, где живет героиня этой истории. ФОТО Александр СИДОРЕНКО

Дом в поселке Песочный, где живет героиня этой истории. ФОТО Александр СИДОРЕНКО

В отчете Центробанка РФ отмечается, что в прошлом году валютные переводы таджикских гастарбайтеров из России, которых то ли миллион пар рук, то ли полтора - кто ж вам точно скажет, - составили почти 2 млрд. долларов и по этому показателю Таджикистан уверенно занимает второе место, впереди только Узбекистан. Но это официальные данные. В реальности объемы денежного потока из России в Душанбе и его ближние и дальние окрестности нужно увеличивать в два, а то и в два с половиной раза - за счет денег, спрятанных гастарбайтерами при возвращении на родину на себе - в самых разных, порой интимных местах, или с учетом огромных сумм, перевозимых специальными курьерами-«ишаками», безналичных черных денежных каналов и пр. Но в любом случае переводы таджикских мигрантов составляют от трети до половины всего ВВП страны. Без них и так-то шаткая экономика Таджикистана просто рухнет.

Россия практически даром поставляет оружие и спецтехнику для таджикской армии и сил безопасности и обучает персонал. На территории страны располагаются подразделения 201-й российской военной базы и пункт оптико-электронного слежения за космосом «Окно» (за этот уникальный объект Россия полностью списала Душанбе огромный для нищей страны государственный долг размером свыше полумиллиарда долларов). Фактически вокруг российских военных гарнизонов кормится немало местного населения: чистят, моют и обслуживают жилые городки, работают в детских садах и школах или нанимаются нянями в семьи российских офицеров и контрактников, поставляют продукты. А целая сеть едален и национальных закусочных возле наших КПП? Я сам это видел и в Нуреке, и в Душанбе, и в Курган-Тюбе, где выросли целые ряды ресторанчиков, кафешек и лавок, среди посетителей которых только наши военнослужащие.

После того как в прошлом году договор на аренду 201-й базы продлили еще на один срок, Россия сняла экспортные пошлины на российские нефть и газ - цена на них в Душанбе, Худжанте или Кулябе практически такая же, как в Кирове или Калуге.

По сути, Россия кормит Таджикистан. Лечит его болячки и язвы. Просто не дает вымереть населению в самых отдаленных кишлаках. Только на разные гуманитарные проекты - от вакцинации от дифтерии, профилактики и лечения СПИДа среди детей, организации школьного питания до, извините за такую пошлость, модернизации ковроткачества, вышивания и текстильного сектора тратятся ежегодно многие десятки миллионов долларов.

В начале этого года в таджикских горах сошло несколько десятков лавин - вполне обычное здесь дело. Рутина местной жизни. Из местных жителей не пострадал никто, но погибли 5 сотрудников международной компании, занятой обслуживанием автодорог. Наш МЧС тут же снаряжает спецборт, который доставляет в Душанбе 40 тонн гуманитарной помощи: продовольствие, лекарства, теплые вещи, палатки, одеяла и даже передвижную электростанцию. Может быть, руководство страны поблагодарило Россию за это? Да ничего подобного: помощь извне воспринимается как само собой разумеющееся.

«РУССКИЙ? СГОДИШЬСЯ В ЗАЛОЖНИКИ!»

И без того малочисленную русскоязычную диаспору - осталось меньше 30 тысяч человек из когда-то полумиллионной русскоязычной общины - выдавливают из страны всеми возможными способами. Вся достойная работа и все более-менее неплохо оплачиваемые должности - за таджиками. В заместителях у них русские, которые и выполняют все основные обязанности. И попробуй только скажи слово против - не убьют, но со света сживут наверняка.

«Слава Богу, мы в России! Вырвались или убежали, не знаю, как точнее будет, - пишет мне матушка Анна Голуб, жена бывшего настоятеля православного храма в Курган-Тюбе, в семье которой три маленькие девочки. - Живем в Подмосковье, квартиру снимаем, с работой пока напряг. Но, как муж говорит, лучше землю есть, но туда - никогда! Мы здесь дома…»

Пять лет назад случилась совсем уж скандальная история. В Подмосковье задержали несколько таджиков c 10 килограммами афганского героина, дали каждому по 9 лет (подробнее об этом можно прочитать на сайте kp.ru). Но вот же какая беда: среди осужденных наркокурьеров оказался сын начальника Таджикских железных дорог и дальний родственник самого президента Эмомали Рахмона. В ответ власти независимой страны арестовали двоих русских летчиков, которые совершили посадку в аэропорту Курган-Тюбе с разобранным авиадвигателем на борту одного из Ан-72. Пилотов обвинили в «незаконном пересечении границы и контрабанде» - вам это ничего не напоминает? - и после пятимесячной отсидки в местном СИЗО-зиндане впаяли тоже по 9 лет. Приговор летчикам отменили только после того, как сынка таджикского ВИПа в России выпустили и отправили на родину. На остальных наркокурьеров властям Таджикистана, судя по всему, было плевать…

Назовем вещи свои именами: в стране, которая якобы наш верный друг и союзник, российских граждан используют в качестве заложников - или для обмена на своих, или в торге с Москвой за очередные транши и товарные поставки. Это такой восточный средневековый базар, где тебе продадут дыню, а на обратной дороге хозяин со своими нукерами догонит, обвинит тебя, что ты его обманул, и за это откатит дыню обратно вместе с твоим мешком риса, снимет с тебя халат и сапоги и заодно заберет твоего ишака.

…Пока неизвестно, чем закончится суд над коварной русской контрабандисткой Татьяной Хужиной. Очередное заседание, где должны были огласить приговор, перенесли. Видимо, многоуважаемый судья из властного клана пока не получил правильное указание: то ли простить эту россиянку и дать ей условно, то ли закатать по полной. Зачем? Да на всякий случай. Вдруг сгодится для чего в грядущих межгосударственных переговорах двух дружественных стран…

СПРАВКА «КП»

Статья 289, ч. 3, УК Таджикистана - «контрабанда»:

«Перемещение через таможенную границу Республики Таджикистан… художественных, исторических, археологических или других культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Республики Таджикистан, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо использование документов или средств таможенной идентификации обманным путем, либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

- Это самый настоящий какалик, - рассказал Дмитрий Ерин, нумизмат из Ярославля. - Так мы называем очень плохо сохранившиеся монеты. И это все делает ее абсолютно неинтересной, она даже двухсот рублей не стоит! Установить цену можно за пять минут. Непонятно, зачем два месяца мучают людей.