Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество17 июля 2017 22:00

Программа "Глобальное образование": почему Минобрнауки не против, чтобы наши студенты учились за границей

На одного абитуриента, поехавшего в зарубежный вуз по программе "Глобальное образование", приходится четыре иностранца, решивших поучиться у нас

Почти 60 тысяч наших ребят учатся сегодня в зарубежных вузах (Минобрнауки поддерживает государственную программу «Глобальное образование».). Больше 200 тысяч иностранцев грызут гранит науки в российских университетах (см. таблицу). Плохо это или хорошо? Что дает это стране?

Сейчас самая нервная пора для абитуриентов - идет приемная кампания. В очереди сдавать документы далеко не все выходцы из России. Здесь можно услышать китайский и вьетнамский, английский, немецкий языки.

А вот наши ребята, которые собрались получать образование в иностранных вузах, уже свое отволновались. Документы для зачисления они отправляли в конце зимы или весной и уже получили ответы - кто куда зачислен, а кто, увы, пролетел.

В Минобрнауки тех, кто отправился поучиться за границу, совсем не считают утечкой умов. Напротив, уверены, что такие поездки важны, в том числе и для развития образования в России. Именно выпускники зарубежных вузов - западных и восточных - будут создавать в российских университетах программы аналогичные тем, по которым учились сами. Да и рынок труда для выпускников сегодня имеет глобальный характер. А международный опыт еще никому не мешал, только пользу приносил.

АГЕНТЫ ПЕРЕМЕН

- Нам важно оценивать, насколько качественно мы развиваемся, понимать, насколько мы конкурентоспособны на мировом рынке, - говорит заместитель министра образования и науки Людмила Огородова. - Важно, чтобы люди не просто получали образование за границей, но и повышали авторитет и репутацию нашей страны за рубежом, создавали правильное представление о нашей стране. И тем более важно, чтобы выпускники наших университетов имели конкурентное образование.

Студенты тут - понятие собирательное. На самом деле число студентов, которые учатся за рубежом «от звонка до звонка» в бакалавриате, не так уж и много. Большая часть уехавших за знаниями поступает на короткие программы, стажировки. Так что среди тех, кто учится за рубежом, статистика не выделяет студентов, аспирантов, магистрантов или молодых преподавателей. Чем больше таких учебных контактов, тем быстрее сократится разрыв между нашими вузами и их иностранными конкурентами. А именно это одна из задач развития системы высшего образования в стране.

- Больше всего наших студентов за рубежом интересуют медицина, биотехнологии, экономика, юриспруденция, менеджмент, - перечисляет Людмила Михайловна. - Это те области, где легче всего создавать старт-ап и самозанятость, которые быстрее всего окупают, например, тот кредит, который студенты берут на обучение. За чем едут к нам? Это строительство, стоматология, электро­энергетика, энерготехника, педагогическое образование, нефтегазовое дело и лингвистика.

СПЕЦИАЛИСТЫ ЭКСТРА-КЛАССА

Минобрнауки поддерживает государственную программу «Глобальное образование». Она для тех, кто хочет учиться за рубежом. Принять участие в ней может любой, кто уже получил диплом бакалавра. Для этого надо выбрать вуз из 288 участников программы (это университеты, располагающиеся на самой верхушке мировых рейтингов) и поступить туда самостоятельно. Государство предоставляет грант в размере до 2,7 миллиона рублей ежегодно на оплату обучения и текущих расходов. В приоритете - образование, информатика и IT, инженерия, экономика, архитектура и здравоохранение.

- Одно из требований - вернуться и отработать в течение трех лет в российских организациях, университетах или научных центрах, - уточняет Людмила Огородова. - Программа обновлена и была продлена до 2025 года. Уже в следующем году мы планируем увеличить число участников до 718 человек - по размеру выделенного бюджета.

Желающих, конечно, в разы больше - уже сейчас подано более десяти тысяч заявок.

Куда уезжают учиться наши граждане.

Куда уезжают учиться наши граждане.

ДОХОДНАЯ СТРОКА

Что важно - количество студентов-иностранцев, которые приезжают за знаниями к нам, растет быстрее, чем количество наших ребят, уезжающих в заграничные университеты. За наши программы приезжие платят кровными юанями, кронами и злотыми.

- Почти половина иностранных граждан обучается у нас за свои деньги. Только 30 процентов приезжают по программам, которые финансируются из межправительственных или межвузовских соглашений, и около 15 - 20 процентов получают поддержку их национальных фондов и производств, - приводит цифры Огородова.

А ведь еще семь лет назад поток иностранных студентов к нам был вдвое меньше! Объясняется это просто: выросли рейтинги наших вузов - вырос и интерес к ним из-за границы. По сути, Мин-

обрнауки сделало стратегически важный и очень успешный вклад в российские вузы, профинансировав программы глобальной конкурентоспособности, вроде «5 - 100» (по этой программе ведущие российские вузы, получив деньги на развитие, должны войти в ведущие мировые рейтинги университетов мира). Иностранные студенты внесли важную строчку в доходной части российского бюджета - 5 миллиардов рублей, потраченные ими на еду, проживание и развлечения.

Министерство планирует увеличивать столь доходные активы.

- Мы можем предоставлять услуги, которые выбирают студенты в мире, а значит, нужно продвигать эту область, - говорит Людмила Огородова. - Минобрнауки сформировало приоритетный проект «Экспорт образования». К 2025 году планируется увеличить число иностранных учащихся и сотрудников втрое, до 710 тысяч человек. Доход от них вырастет с 80 миллиардов до 343 миллиардов рублей, при том что расходы на их образование составят только 4,9 миллиарда рублей. Это чистая прибыль для страны.

Помимо коммерческой выгоды, тут вопрос и престижа. Иностранцы, приезжая к нам, делятся своим опытом и протаптывают тропы для других. Замкнутый круг: едем мы - едут к нам, делимся мы - делятся с нами.

Сколько наших студентов учится в вузах за рубежом.

Сколько наших студентов учится в вузах за рубежом.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Высшая школа экономики вошла в топ-50 молодых университетов мира

Британская компания Quacquarelli Symonds опубликовала рейтинг лучших молодых университетов мира (это университеты, основанные не раньше 1967 года). Единственным российским вузом, который в него вошел, стал НИУ Высшая школа экономики, занявший 48-ю строчку. К слову, вуз изрядно улучшил свои позиции: в прошлом году он попал в группу университетов, разделивших 51 - 60-е места, а в 2015 году находился в группе 81 - 90-е.

В лидерах же рейтинга этого года оказались Наньянский технологический университет (Сингапур), Гонконгский университет науки и технологий и Корейский институт передовых технологий. Рейтинг молодых университетов показывает активно развивающиеся вузы, способные скоро составить конкуренцию мировым научно-образовательным центрам с богатой историей и традициями. Из года в год в этом рейтинге усиливают позиции университеты стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Там, где развивается экономика и современные технологии, обычно быстрыми темпами развивается и система образования. Попадание в рейтинг российского вуза - доказательство того, что и наша страна развивается в правильном направлении. Жаль только, что в рейтинг прорвался только один наш университет.

В ИТОГЕ

«Туда не ходи?»

Академические границы между странами стираются - впору рисовать новую, образовательную карту мира. Ограничивать наших одаренных студентов стенами российских вузов - а об этом сейчас говорят некоторые сомнительные «патриоты» - это все равно что поплотнее закрыть высшее образование крышкой в гробу.

Без обмена достижениями и разработками наши вузы очень быстро вылетят из международной гонки. И обратно в нее будет уже не включиться: не будет инноваций - не будет рейтингов, а значит, и иностранных студентов, и денег на дальнейшее развитие. У нас нет выбора - система высшего образования должна очень быстро совершенствоваться и развиваться, составляя конкуренцию ведущим вузам мира. Без этого мы не сможем подготовить специалистов, которые будут развивать технологии, медицину, сельское хозяйство.