Премия Рунета-2020
Рязань
+13°
Boom metrics
Туризм14 мая 2014 5:00

Рязанский путешественник пройдет своим ходом всю Россию

Для успеха 58-летнему Виктору Атласову осталось пройти 8300 километров от Читы до Петропавловска-Камчатского [фото, видео]
Впереди у Виктора Атласова - более 8 000 километров.

Впереди у Виктора Атласова - более 8 000 километров.

Фото: Виктор ГРАКОВ

С Виктором Атласовым, 58-летним инженером из Полян, мы встретились на вокзале «Рязань-1». Рядом с ним – велосипед, а на нем – тяжелые сумки (поклажи – 60 кило!), в одной из которых хранится билет на поезд до Читы. Оттуда Виктор Иванович начнет свое путешествие на Камчатку. Зачем он туда направляется? Все очень просто: из всех регионов России Виктор Атласов не был только в двух: Карякии и Камчатке. Вот и решил это исправить.

Где нет людей – там не страшно!

- А что же до Читы-то на поезде? – ехидно интересуюсь я.

- А я туда своим ходом шесть раз ходил, - отвечает Атласов. – Надоело, да и настроение не улучшается от этой дороги. Идешь, кругом разруха – и только японские иномарки навстречу гонят…

Впрочем, даже от Читы маршрут получается, мягко говоря, приличный.

- Всего мне предстоит пройти 8100 километров, - Атласов водит пальцем по карте, долго перечисляя сибирские реки, речушки и поселки, куда он будет заходить, только чтобы купить продукты. – Из них 3200 километров я еду на велосипеде, 4600 - прохожу на веслах, а еще 1200 - иду пешком, таща и лодку, и велосипед. Маршрут рассчитан примерно на 155 дней, то есть в Петропавловск-Камчатский я приду в ноябре.

Карта маршрута Виктора Атласова. Кликните, чтобы увеличить.

Карта маршрута Виктора Атласова. Кликните, чтобы увеличить.

Фото: Виктор ГРАКОВ

Все это время Атласов будет существовать в спартанских условиях. Из питания – каши (калорийно и дешево), из жилья – палатка. Велосипед и лодка (надувная – не байдарка!), кстати, тоже «бюджетные», купленные за небольшие деньги в обычном магазине спорттоваров.

Из «благ цивилизации» у Виктора Ивановича – GPS-навигатор, чтобы не заблудиться, и дешевый мобильник для связи с миром, хотя поймать сеть можно будет далеко не везде. А еще два фотоаппарата: цифровой и пленочный – чтобы не обвинили потом, что снимки из путешествия он «нафотошопил».

Продукты – крупу, масло и сахар – он будет покупать в поселках, где есть магазины. А вообще встречаться с людьми не планирует.

- Не страшно ходить там, где людей нет? – спрашиваю.

- А чего бояться? Там же людей нет! – парирует путешественник. – А больше никто проблем создать не может.

Стране первопроходцы не нужны?

Вообще-то Виктор Атласов – инженер-строитель, причем очень хороший. И как тут не вспомнить путешественников из книг Жюля Верна: не только отважных, но и блестяще образованных и уверенных в том, что каждый шаг просчитали верно. В дальние походы ходит с детства (начитался в свое время соответствующих книжек), но таких экстремальных путешествий, которые не вписываются ни в одну туристическую категорию, не планировал. А заниматься этим начал только потому, что стало «за державу обидно».

- В дороге я много раз встречал иностранцев: японцев, немцев, даже негра одного видел, - говорит он. – А вот россияне по России не ходят. И я подумал: «Ну, раз никто не хочет, то я пойду». И вообще я считаю, что занимаюсь не путешествиями, а прогрессом русского духа. Последние 10 лет делаю то, что до меня никто не делал. А то катался бы я на велосипеде, как другие туристы. Но я начинаю думать: «Чем может Россия гордиться?» - и не могу ничего найти! Вот я и решил гордиться хотя бы своими делами.

Виктор Атласов на плато Путорана на Таймыре.

Виктор Атласов на плато Путорана на Таймыре.

Россия, впрочем, Атласова поводом для гордости считать не торопится. Вот уже много лет Виктор Иванович вынашивает идею: пешком обойти вокруг света под российским флагом. Упирается все в деньги, и, кстати, небольшие. Не называя сумм, скажем, что за месяц в путешествии Атласов тратит вдвое меньше прожиточного минимума. В общем, могла бы казна выделить копеечку. Ан нет: 338 (!) писем, написанных путешественником в различные инстанции, остались без ответа. Так что средства на путешествия Виктор Иванович добывает сам. Несколько месяцев работает – остаток года в дороге.

На такое пренебрежение со стороны любимого государства (это серьезно, Атласов с полным правом называет себя патриотом) путешественник не обижается, но искренне удивляется.

- Когда я путешествовал на Кавказ, чеченцы клали передо мной деньги на стол, - рассказывает он. – Говорили: «Бери – и иди вокруг света под чеченским флагом!». А я не хочу. За свой счет обойду всю Россию – будет мой подарок стране.

Так что за спиной у Атласова – десятки уникальных походов на чистом энтузиазме. Все – только туда, куда никто не ходил. По России он набродил уже 133 тысячи километров. И все один. Компаньнов не берет принципиально. Говорит, случил что - и попутчика из глуши на себе не вынесешь, а за одного себя отвечать проще. И останавливаться не собирается. Говорит, планов у него – до 70 лет, хватило бы здоровья.

А это - знаменитый перевал Дятлова.

А это - знаменитый перевал Дятлова.

- Вот, кстати, аптечку с собой вожу – ни разу не пригодилась, - улыбается Атласов. – Дома как попью холодной воды, горло начинает болеть. А в путешествии пью ледяную – и ничего.

ГДЕ СЕЙЧАС АТЛАСОВ

883

КСТАТИ

Если вы думаете, что 58 лет для одиночных путешествий – многовато, вспомните про американца Уильяма Уиллиса. В 1954-м году 63-летний Уиллис переплыл Тихий океан на самодельном плоту, а через 10 лет – повторил достижение. Правда, в 1964-м, во время плавания через Атлантику, Уиллис пропал без вести. Его полузатопленную трехметровую яхту обнаружило советское судно. Очевидно, путешественник погиб, пытаясь починить руль.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Попов, старший научный сотрудник отдела фотографии Рязанского музея путешественников:

- Виктор Атласов – удивительно целеустремленный и обязательный человек, «построивший» себя сам. К тому же он блестяще знает географию и геологию. Вы знаете, он совершенно не смотрит телевизор и не пользуется компьютером, считая, что это пустая трата времени. Вообще, он очень сильный человек, с выдающимися лидерскими качествами. Если бы он хотел брать с собой партнеров, то, уверен, люди бы за ним пошли.

Что же касается его путешествия, то самым сложным, я думаю, будет для Атласова этап, когда он пойдет на лодке вдоль побережья Камчатки. Никто еще этого не делал. Нам тоже будет непросто отслеживать его передвижение: на некоторых участках пути мобильной связи, скорее всего, не будет.

Благодарим «Рязанский музей путешественников» за помощь в подготовке материала.