Премия Рунета-2020
Москва
+20°
Boom metrics
Москва28 апреля 2014 22:00

Как я учился пылесос водить

Горожане смогли поработать на новых поливалках, экскаваторах и даже пылесосах
Фреза для резки асфальта пилит покрытие, как горячий нож масло.

Фреза для резки асфальта пилит покрытие, как горячий нож масло.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Москвичи в прошедшие выходные смогли воочию убедиться, что реформа в ЖКХ это не профанация, а реальность. В этом году столичные коммунальщики к традиционному общегородскому субботнику приурочили Дни открытых дверей, каждый желающий может не только посмотреть изнутри, как устроены коммунальные службы, но и попробовать себя в различных профессиях.

А ШОФЕРОМ ЛУЧШЕ

Мне с детства хотелось поездить на какой-нибудь большой оранжевой машине с мигалками на крыше. Но кто ж пацана посадит в кабину уборочного грузовика? Вот и осталась мечта неисполнимой. А тут просто праздник какой-то - в подъезде читаю объявление про День открытых дверей. Сами понимаете, устоять было невозможно.

Отправляюсь по адресу: Кубанская улица, 27. Там находится автобаза ГБУ «Жилищник» района Люблино. У входа из динамиков бодрящая музыка. Перед дверями собрались человек 25, видимо, не один я хочу покататься на поливалке.

- Прошу всех внутрь, - зазывает тетенька в темном деловом костюме.

Народ рванул к дверям. Я стараюсь не отставать.

- Кто кем хочет поработать? - бодро начинает руководитель районной инженерной службы Оксана Полина. - Сегодня мы готовы рассказать о всех профессиях, которые у нас есть: водопроводчик, штукатур, уборщик лестничных клеток.

Я прямо-таки сник. И больше ничего?

- Забыла про водителя и дорожного рабочего. Можно будет асфальт подолбить или погонять голубей из поливальной машины.

Ну это же другое дело! Начали разбиваться на группы - кто куда. Ожидаемо в водители запросилось большинство. Еще пара человек решили пройтись с водопроводчиком и маляром. Как ни странно, один выбрал даже профессию мойщика подъездов.

Дальше пошла обязаловка - надо написать заявление, прослушать курс техники безопасности и провериться у медсестры. Кстати, еще потребовались паспорт, водительские права и номер пенсионного страхового свидетельства (хорошо, оно у меня случайно оказалось с собой).

- Здоров! - в самом конце резюмировала медсестра - и я бегу навстречу своей детской мечте.

Жители района  активно участвовали  в субботнике.

Жители района активно участвовали в субботнике.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ФЫРЧИТ МАШИНА СКОРАЯ

Выхожу во двор, а там рядами стоят новенькие - с иголочки - грузовички, подметалки и даже городские пылесосы.

- Откуда ж столько добра?

- В конце прошлого года столица закупила технику для государственных коммунальных учреждений, - рассказывает и. о. руководителя ГБУ «Жилищник» Люблино Алексей Матушкин. - В Москве пока лишь 10 таких компаний - по одной в округе. Это эксперимент. Раньше-то мы пользовались услугами частных управляющих компаний, которые определялись на конкурсной основе. Понятно, что никто за бюджетные деньги не станет покупать машины коммерческим компаниям.

Залезаю в кабину беленького агрегата с надписью Citycat 1000 на боку. Внутри место только для одного человека - зато можно проехать через любой двор. Проще говоря, это уличный пылесос. Он собирает грязь, скапливающуюся на проезжей части у тротуаров.

Впереди, на кузове, две вращающиеся щетки. В кабине сплошные кнопки, джойстики и небольшой руль.

- Заводи! - командует мне с улицы шофер через приоткрытое окно. - Зажигание слева, сзади.

Действительно, если полуобернуться, то можно достать до торчащего ключа. Двигатель оживает буквально с пол-оборота.

- Эта кнопка включает пылесос, этот рычажок сдвигает-раздвигает щетки, а это магнитола, - коммунальщик вводит меня в курс дела.

Коробки передач тут нет - лишь педаль газа и тормоза. Обороты двигателя регулируются отдельным рычагом под сиденьем. Управление похоже на то, что стоит у моего дачного мотоблока. Рычагом под рулем выбирается движение вперед или назад.

Трогаюсь - машина легко набирает ход. Где-то под днищем гудит пылесос. Вращающиеся передо мной щетки обрызгиваются водой. Это нужно, чтобы пыль не разлеталась, а оседала на асфальте.

Аппарат разворачивается практически на месте. Благодаря легкому рулю, большим окнам и скромным габаритам уже через пару минут я осваиваюсь в шоферском кресле, как будто всю жизнь тут ездил.

- Такой агрегат стоит около 7 млн. рублей, - с гордостью рассказывает Алексей Матушкин.

- А не боязно сажать в кабину какого-нибудь гастарбайтера? А ну как он угробит автомобиль на первом же повороте?

- Справедливости ради, гастарбайтеры тоже разные бывают, но это частники берут к себе кого попало, лишь бы платить поменьше, а мы принимаем в штат только россиян или граждан союзных государств: белорусов, казахов. Такая у нас теперь кадровая политика.

- Да не пойдут россияне в коммунальщики!

- Тут-то вы и ошибаетесь! Сами посудите, у нас водитель грузовика за одну вахту (2 недели!) получает 35 тысяч рублей. На это время мы даем ему бесплатное общежитие. Комнаты аккуратные и чистые - помещение недавно построено специально для нас. К примеру, шофер где-то может получить 45 - 50 тысяч рублей, но будет снимать квартиру самостоятельно, и в итоге что останется ему чистыми? Ни в одном соседнем регионе не платят 35 тысяч рублей за полмесяца - правда, за вахту приходится пахать по 12 часов в день.

- Но это водители. А как быть тем же уборщикам лестничных клеток?

- У них-то больше всего возможностей заработать. За содержание одного участка они получают 12 600 рублей. Взял два участка - сумма удваивается. Три - утраивается. Правда, слишком много мы не даем - не справятся, а нам потом жильцы жаловаться начнут.

Закончить День открытых дверей я решил в амплуа дорожного­ рабочего. Мужики как раз завели бензиновую фрезу для резки асфальта.

Раньше мне не доводилось кромсать дорожное покрытие. Кажется, что оно такое твердое, но спецоборудование пилит асфальт, как горячий нож масло.

- Тоже новая? - спрашиваю про фрезу.

- А как же - пару месяцев назад получили. Теперь ямочный ремонт быстрее и проще производить, - хвалится рабочий.

Я уже собрался было домой, но коммунальщики предложили съездить к соседям в район Нагатино-Садовники. Говорят, там тоже интересно.

ПОЛИВАЮ Я ДОМА

Еду в соседний Южный округ.

- Хотите из водомета помыть дом или дорогу? - спрашивает меня организатор.

Мне в руки суют большой пистолет, от него тянется шланг к припаркованной поливалке. Управление проще простого - жми на рычаг у рукоятки и не наводи в сторону людей.

- Ого! - восклицаю я, когда у меня из рук чуть не вырвало шланг. Напор такой, как будто держишь маленький реактивный двигатель. Зато можно избавиться от любой грязи - прямо как на автомойке.

- Мы уже успели отметиться в реальном деле, - рассказывает глава управы района Нагатино-Садовники Юрий Богодухов. - Пару дней назад наши тракторы с плугами ездили в Новую Москву рыть противопожарные траншеи.

- Купленная техника четко делится на зимнюю и летнюю?

- Нет, к каждой машине у нас идет целый набор насадок. Один и тот же грузовик может поливать газоны, убирать пыль и рассыпать реагенты. На переоснащение уходит не больше пары часов.

- А раньше что было?

- Одни тракторы и метлы для дворников. Теперь у нас вся работа механизирована - и, знаете, очень заметно, как район становится чище.

Закончил я субботу, как говорят, уставшим, но довольным: детскую мечту осуществил - раз, и два: если журналистская работа не прокормит, пожалуй, смогу на хлеб с маслом подзаработать в ЖКХ.

КСТАТИ

Уже в этом году власти собираются создать еще по 4 - 5 «Жилищников» в каждом округе. Эксперимент показал себя весьма удачно.

Полный контроль со стороны города выводит уборку на новый уровень. Сейчас власти могут лишь штрафовать частных подрядчиков, когда они не справляются с работой. Но влиять напрямую на коммерсантов власти не могут.

Забастовки дворников, из-за того что им не платят зарплату, остаются внутренними делами бизнеса. Хотя понятно, что в первую очередь страдают горожане - кто будет мести дворы за спасибо?

В городских учреждениях такой сценарий просто невозможен. «Жилищники» работают в полном соответствии с законом.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ НАШ ФОТОРЕПОРТАЖ