Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество16 марта 2017 22:00

Полуостров без права передачи: Украина Крым агитирует, а Россия - к сердцу прижимает

Спецкор "КП" отправился в Крым, чтобы понять - по-прежнему ли жители полуострова счастливы, как и 3 года назад, что вернулись домой, в Россию? [Часть 5]
Таких куполов, которые использует даже НАСА, в Крыму уже три десятка - из них завтрашний день видно яснее.

Таких куполов, которые использует даже НАСА, в Крыму уже три десятка - из них завтрашний день видно яснее.

Фото: Юлия АЛЕХИНА

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

ЧАСТЬ 3

ЧАСТЬ 4

КОСМОС В ГОРАХ

Дорога к моему давнему другу - в село Богатое ущелье, оказалась застроена туристическими объектами – через каждый километр зоопарк, «экоферма» или «платная рыбалка». Расслабляющего бесплатного моря здесь нет и местные на полную катушку включили режим «предприниматель». Но ровно посередине последнего поселка ущелья асфальт кончился. Единственное, на чем отдохнул глаз – новенький сборный фельдшерский пункт, их за последнее время в Крыму понаставили по горным селам, где медицины сроду не было.

В конце ущелья вижу два космических купола – белый и оранжевый, и мой друг юности смотрится рядом, как космонавт без скафандра.

Необычные купола придают крымским пейзажам космические мотивы.

Необычные купола придают крымским пейзажам космические мотивы.

Фото: Юлия АЛЕХИНА

Виктор Смирнов в начале 90-х бежал с семьей из маленького прибалтийского городка. Отец у него работал в милиции, и новой власти пришелся не по нраву. А потом Виктору сказочно повезло – за пару лет до «русской весны» он купил недорого землю в крымских горах, и вместе с ней, не моргнув глазом, оказался на Родине.

Фотограф, впечатленный куполами, спрашивает Виктора:

- А паранормальные явления у вас тут бывают?

Виктор отвечает с серьезным лицом:

- У нас нормальные явления – редкость, а паранормальные – обыденность. Вон – гора Бойко, там космодром летающих тарелок.

За пару лет до «русской весны» Виктор купил землю в крымских горах, и вместе с ней, не моргнув глазом, оказался на Родине.

За пару лет до «русской весны» Виктор купил землю в крымских горах, и вместе с ней, не моргнув глазом, оказался на Родине.

Фото: Юлия АЛЕХИНА

Мы сидим в «зимнем» куполе и пьем чай из местных трав, сквозь стеклянные двери видна долина и вершины, уже окрашенные в морковный цвет предзакатным солнцем. И свет внутри купола тоже морковный – оболочка пропускает ультрафиолет. В куполе есть все – от стиральной машины и горячей воды до печки с лежанкой для Витиных детишек.

Судя по машине моего друга, он мог бы построить себе кирпичный дом, но не стал. Почему? Витя объясняет:

- Мне раньше местные говорили, жалея: «ну как можно жить в палатке?». А я им: «Моя палатка-то простоит подольше, чем ваши коробки». Оболочка рассчитана на 60 лет службы.

Виктор Смирнов о местных красотах: "У нас нормальные явления – редкость, а паранормальные – обыденность".

Виктор Смирнов о местных красотах: "У нас нормальные явления – редкость, а паранормальные – обыденность".

Фото: Юлия АЛЕХИНА

И Витя, как настоящий подвижник, с жаром объясняет, что напрасно мы живем прошлым. Уклад изменился, а человек, который изобрел эти купола, Бак Фуллер, специально взял на них открытый патент – чтобы капиталисты не наживались. И купола эти есть даже в методичках НАСА по освоению экзопланет. И в Крыму таких куполов уже три десятка, а по России – тысячи.

- Две-три недели – изготовление купола, сутки – сборка каркаса и все — можешь обживать. Сравни со сроками укладки и усадки фундамента или сруба. И со стоимостью. Можно начать быстро жить, это важно. Дальневосточные гектары осваивать, экспансию Арктики вести. На Западе люди за Полярным кругом накрывают этими куполами дома, пляжи с подогревом, огороды круглый год…

Оболочка купольного дома рассчитана на 60 лет службы.

Оболочка купольного дома рассчитана на 60 лет службы.

Фото: Юлия АЛЕХИНА

А еще Витя показывает нам видео с совершенно безумным электроквадроциклом работы его знакомого севастопольского изобретателя. Причем, это не прототип, а уже мелкосерийное производство, и я понимаю, что моему товарищу есть куда двигаться… И я, принявший в Крыму множество жалоб, с удивлением обнаруживаю, что от Виктора ни одной не услышал, поэтому и спрашиваю:

- Как тебе, лучше стало в России?

- Конечно лучше. Просто – дома. И остальное неважно. Как было при Украине? На бытовом уровне – такой бардачок приятный. Нет власти никакой, ну и хорошо. У каждого чиновника был ясный прайс, можно было коррумпировать, даже не спрашивая. «Если проблема решается за деньги, это не проблема, а расходы». Зато теперь появился порядок, и порядка больше с каждым годом – это видно. Я – за порядок.

«МОГУТ И ПАСПОРТ ПОРВАТЬ»

Город Джанкой, ближайший к погранпереходу между Крымом и Украиной, активно застраивается домами для семей военных. Это неприятный знак - судя по всему, в ближайшие годы на границе ничего не изменится. КПП «Чонгар» полумертвый, хотя, по словам пограничников, в сутки здесь проходит до 3 тысяч человек. В машине вдруг начинает громко работать радио, до этого лишь шипевшее, и на дисплее выползают буквы: «Слава Украине». Это заработал «агитационный передатчик» с «той стороны». Из быстрой мовы я разбираю только слово «безкоштовный» (бесплатный по-украински) - оно повторяется десятки раз. Разбираю, что пенсионеров Крыма приглашают в Херсон, в какой-то пенсионный фонд, который гарантирует райскую жизнь. Кто из крымчан в здравом уме поверит в эту ересь, я не очень понимаю. Но слушать приходится - украинская пропагандистская станция забивает тут половину диапазона, хотя весь Крым не покрывает.

Строительство домов в Джанкое.

Строительство домов в Джанкое.

Фото: Юлия АЛЕХИНА

Мы долго ждем, пока нам разрешат осмотреть погранпереход. Ночью на границе было обострение. На наших глазах поднимали тревожную группу, бойцы бежали к машинам на ходу надевая бронежилеты и каски. Редкие люди, приехавшие с Украины, натурально шарахаются от журналистов. Какая-то женщина, заполняет миграционный бланк на въезд, старательно пряча лицо, хотя я десять раз обещал ей, что не буду снимать:

- Господи, дома наконец-то! Натерпелись, всю ночь в машине просидели. У них там стрельба была какая-то, броневики взад-вперед. Объезжали лесопосадками, машина застряла…

Джинсы у моей собеседницы по колено в грязи – выталкивали застрявшую машину. А больше ни с кем из проходящих через КПП пообщаться не удалось, люди буркали: «все нормально» и отворачивались.

Офицер-пограничник привычно говорит, что «ситуация на границе сложная»:

- Кто едет? «Заробитчане»? Челноки?

- Поезда здесь больше не ходят с сентября 2014-го – Украина закрыла в одностороннем порядке. А люди едут с Украины через Крым в Краснодар на стройки. Есть и те, кто возит товары. Те же таксисты – у каждого с собой бутылка водки, бензина в баке на донышке, на парах доезжают. Заправляться в Крыму дешевле. Продукты сдают тут же, в магазины или перекупщикам. Родственников тоже много ездит.

Пересечение границы.

Пересечение границы.

Фото: Юлия АЛЕХИНА

- А в другую сторону?

- На Украину здесь можно проехать только по украинскому паспорту. По российскому не пропустят. Их аргумент – «вы незаконно въехали на территорию Украины». Могут и паспорт порвать – если в Крыму выдан, и задержать для допроса. Кстати, иностранцев с территории Крыма они тоже не выпускают…

У въезда в международный пограничный пункт "Джанкой".

У въезда в международный пограничный пункт "Джанкой".

Фото: Юлия АЛЕХИНА

НЕ НАДО «ТУДА» РАСТИ

Нам звонят встревоженные друзья-крымчане: «поспешите, с Азова через Керченский пролив пошел лед, переправа вот-вот закроется». Именно в этот момент я понял, что мы, по-факту, отрезаны от «большой земли». Торопливо прощаемся с пограничниками и мчимся через весь Крым по приличной трассе Симферополь-Керчь. И еле успеваем проскочить через пролив, переправа закроется уже за нашей спиной.

В станице Таманской, на «материке», у нас забронирован номер в отеле, - ранним утром нас ждут на стройке Керченского моста. Общаюсь с администратором, и вспоминаю слова управляющего крупной гостиницы в Крыму: «Нам еще расти и расти до уровня Краснодара». Мысленно говорю крымскому отельеру: «Не надо ТУДА расти, делайте свое и по-человечески». В пустой таманской гостинице с заявленными четырьмя звездами меня встретили с плохо скрываемым недовольством. Я чем-то помешал, был некстати. Наконец, на мой вопрос о пароле для вайфая, девушка администратор с какой-то неизбывной злобой сказала: «Делается!». Что означало: «Нет и не будет, мало ли что мы вам обещали по телефону». В номере не было ни стаканов, ни чайника, только сороконожки сидели на шторах и имелась розетка, одна. Выдрессированный российским сервисом, я достал из сумки кружку и кипятильник…

ЖЕЛЕЗО-БЕТОННАЯ РУКА РОДИНЫ

Хочу огорчить всех недоброжелателей – мост в Крым строится. И строится бешеными темпами. Сразу на десятке участков. Круглосуточно. И даже ходят слухи, что с опережением графика. Строится всей Россией. На стройку собрали даже бывших «бамовцев» - кряжистых и неразговорчивых мужиков, которые видали задачи и сложнее. Сваи бьются гидромолотами, и каждый удар напоминает прилет 120 миллиметровой мины – по звуку, и отдаче от земли. Зарплату на стройке платят – в станице Таманской открылись десятки суши-баров, молодежь со стройки любит японский рис с рыбой.

И с самой крайней строительной площадки видно, что до берега Крыма остались считанные километры. Уже через год железо-бетонная рука Родины, коснется острова, и он оживет окончательно, как от укола адреналина в сердце. По другому и быть не может.

ФОТО-РЕПОРТАЖ

Как строят Крымский мост

Корреспонденты "КП" побывали на главной стройплощадке страны Читать лонгрид [много фото, видео, инфографика] (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Полуостров без права передачи: У Крыма две беды — ямы и «оллинклюзив»

Наш спецкор Дмитрий Стешин отправился на полуостров к трехлетию его возвращения в состав России, чтобы понять - как и чем сейчас живет Крым [Часть 1]

К трехлетию возвращения полуострова домой, спецкорр КП отправился в Крым - в самый разгар «мертвого сезона», когда жиденький южный снежок уже сошел вместе с асфальтом, а солнце и отдыхающие еще не появились. И Крым предстал во всей красе – чуть облезлый и сильно провинциальный, почти безлюдный, мучительно пытающийся найти свое место в новой реальности. Но мне важнее было понять — по-прежнему ли крымчане счастливы, - как и 3 года назад, - что вернулись домой после неуютных скитаний? (подробности)

Полуостров без права передачи: Испортил ли Крым «татарский вопрос»

Спецкор «КП» Дмитрий Стешин отправился в Крым, чтобы понять - по-прежнему ли жители полуострова счастливы, как и 3 года назад, что вернулись домой, в Россию? [часть 2]

Нет ничего ужаснее, чем переживать короткие зимы на летних курортах. Из-за длинного лета, местные не заморачиваются с отоплением, предпочитая перетерпеть. И совсем другими красками заиграл дельный совет одного крымчанина: «звоните в гостиницу минимум за сутки, чтобы номер протопили».

Наш номер так и не «протопился» сплит-системой,- под кроватью и в шкафах скрывались нетронутые ледяные бездны, холод прятался в ванной и между пружин матраса. Без сожаления, мы тронулись в центральный Крым, спасаясь от морской сырости и буйного ветра. (подробности)

Полуостров без права передачи: Чиновники споткнулись о «крымский характер»

Спецкор КП отправился в Крым, чтобы понять - по-прежнему ли жители полуострова счастливы, как и 3 года назад, что вернулись домой, в Россию? [Часть 3]

На волне эйфории 2014-го, мой старый приятель прилетел в Крым на самолете, в отпуск и решил остаться здесь навсегда, купить жилье или землю, построиться. Но, посмотрел на чехарду «переходного периода» с документами и законами, плюнул, и вернулся через год. Через год, «однушка» на побережье Крыма уже стоила, как квартира в Москве…

- На землю тоже взлетели цены, - рассказывает приятель. - Но если показать живые деньги, стоимость сразу падает, чуть ли не в половину. Я купил неказистый домик с гектаром земли под Алуштой за 1,5 миллиона рублей. Вот только соседи... Как привыкли пасти баранов на моем участке, так и пасли. А мы же стали сажать огород, у меня жена - земледелец. А баран, это же такая скотина, если отара пройдет, там ничего не остается живого… Я раз, сказал, два… (подробности)

Полуостров без права передачи: Почему Чалый с Хирургом Крым не поделили

Спецкор КП отправился в Крым, чтобы понять - по-прежнему ли жители полуострова счастливы, как и 3 года назад, что вернулись домой, в Россию? [Часть 4]

- Наша проблема в том, что мы сами хотим быть отдыхающими, и не видим в этом никакой проблемы – вещала мне старинная подруга, крымчанка в бог знает каком поколении. Я ее внимательно слушал – предки Анечки пришли на эти земли еще в 18-ом веке, она знала местные ментальные тайны:

- И нам не нужны никакие мосты, по котором понаедут москвичи и все тут скупят и будут суетиться. Нам здесь и так очень и очень хорошо… (подробности)