Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество27 января 2017 10:02

Лужков снял страшное старинное проклятье с Храма Христа Спасителя

Большевики взорвали православную святыню ровно 85 лет назад
4 апреля 1997 г. Мэр Москвы Юрий Лужков на заседании общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. ФОТО Великжанин Виктор/Фотохроника ТАСС

4 апреля 1997 г. Мэр Москвы Юрий Лужков на заседании общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. ФОТО Великжанин Виктор/Фотохроника ТАСС

Храм этот построили в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. А 5 декабря 1931 г взорвали по указанию Сталина. Коммунисты не просто убирали главный символ «опиума для народа» в СССР. Они расчищали место для гигантского Дворца Советов. Идею предложил Киров. Дворец должен был стать самой большой сталинской высоткой в Москве, заодно самым высоким зданием в мире, олицетворением торжества социализма. Это сейчас на планете есть небоскребы даже за 500-800 метров… А тогда 415-метровое здание стало бы мировым рекордом. Его венчала бы 80-метровая статуя Ленина (по другим проектам – аж 100-метровый вождь взирал бы на столицу с небес!)

«ДОКУМЕНТЫ МЕНЯ УДИВИЛИ»

Дворец планировали построить к 1942 г. Но помешала война. Окончательно идея умерла в 1956 г. После кончины Сталина. Рядом возвели более скромный Кремлевский дворец Съездов. А на месте взорванного Храма соорудили огромный бассейн «Москва» под открытым небом. Зимой там воду подогревали.

О восстановлении Храма заговорили в перестройку. Я был на том собрании патриотической общественности в московском ДК «Сетунь» в 1988 г. Выступали Василий Белов, Валентин Распутин, Владимир Солоухин, другие известные писатели, публицисты, ученые, артисты. Там-то и была «пущена шапка по кругу». На Храм! Я тоже бросил денежку, хотя не верил в эту фантастическую идею. Такого не может быть! Само слово «патриот» уже становилось бранным в устах правившей бал прогрессивной либеральной общественности. Православный Храм для них – явное мракобесие «патриотов».

Но в 90-е в Москве объявился новый градоначальник. Юрий Лужков. И за несколько лет восстановил взорванный Храм Христа Спасителя. Распутин, кстати, был членом Наблюдательного совета стройки. А покойного Солоухина первым здесь отпевали.

Так могла бы выглядеть сегодня Москва, если бы дворец был возведен. Здание хотели сделать высотой 415 метров, еще 80 отняла бы у неба статуя Ленина.

Так могла бы выглядеть сегодня Москва, если бы дворец был возведен. Здание хотели сделать высотой 415 метров, еще 80 отняла бы у неба статуя Ленина.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

- Юрий Михайлович, - спрашиваю экс-мэра столицы, - как вы рискнули? Может, видение какое было, вещий сон, в конце концов?

- Никаких видений, журналист, - ответил Лужков. – Все гораздо прозаичнее. Вспомним то сложное, переломное время 90-х. Ломался через колено уклад, к которому народ привык. Несколько поколений же выросло в коммунистической системе, идеологии. Да, в первую очередь вспоминаются зверства Сталина над народом, над Россией, миллионы жертв. То же раскулачивание стало генетическим ударом по деревне. Ссылали, уничтожали самых эффективных, хозяйственных, работящих крестьян…

Да, мы критически оцениваем период, когда Советский Союз находился под управлением единственной «любимой» КПСС. Но, объективности ради, надо сказать и о том, что в советские времена организация работы с молодежью, детьми была более эффективной. И масштабной. Я, например, как директор крупной московской фирмы обязан был построить, содержать большой пионерский лагерь. Все наши дети были летом пристроены, отдыхали, укрепляли здоровье, развивали свои таланты в разнообразных секциях, кружках. А не болтались на улицах, вызывая беспокойство родителей. Да и в школах с детьми тоже шла работа. Я - ребенок из трущоб, бараков. Учительница водила нас с района Павелецкого вокзала пешком в телогрейках в Третьяковку, филиал Малого театра на Ордынке и т.д. Была забота, ответственность старших за воспитание в нас не только идеологических, но и человеческих качеств, той же порядочности.

Когда в 90-е возникло ужасное новое время, в первую очередь дети были брошены на произвол судьбы. Так же, как после октябрьской революции, в перестроечные времена шоковой терапии, обвальной приватизации, тихого ужаса, который учинили нам гайдары, чубайсы при благословлении Ельцина, появились тысячи и тысячи беспризорников. Хотя и взрослым тоже досталось, как говорится, надо было выживать, кормить семьи.

Кто на этом страшном историческом переломе мог взять на себя воспитание подрастающего поколения в духе морали, порядочности? Ответ однозначный – религия. Мы тогда очень большие надежды возлагали на конфессии. Не только на православие, но и на ислам, иудаизм, другие, официально признанные государством.

Наши надежды на православие были связаны (по крайней мере, в моем восприятии) с тем, что брошенное молодое поколение будет окормляться церковью. Впитывать в храмах базисные заповеди добра, мира, трудолюбия, порядочности ... Так для меня в то время естественным образом выкристаллизовалась задача развития и поддержки церкви.

- Каким образом?

- Я хозяйственник. Этим все сказано. Начали с ремонта действующих церквей, их было в Москве на начало 90-х годов недостаточно. Восстановили Собор Казанской иконы Божией Матери у Красной площади. Он тоже имел глубинную и очень значимую для нашей страны историю.

- Связан с Мининым и Пожарским, изгнанием поляков из Москвы. При Сталине его разрушили, устроили на этом месте общественный туалет. Мерзость!

- Восстановили там же Иверскую часовню и Воскресенские (Иверские) ворота. Их разрушили, чтобы танки могли на парад на Красную площадь въезжать. Привели в порядок Храм Василия Блаженного.

Появился опыт у наших строителей, реставраторов.

И тогда я решил познакомиться с историей Храма Христа Спасителя. Понимал, что России нужен материальный символ православия. Патриаршее богослужение проходило в Елоховской церкви. Она хорошая и достаточно удобная. Но не была тем символом, который необходим нашей стране во имя возрождения православия.

Документы по Храму меня удивили. Не только архитектурными решениями, но даже ценниками. Сколько нужно заплатить рабочему за каждую ходку с кирпичами на высоту подкупольного пространства, а промышленникам - за кровельный лист металла на купола и т.д. Все было учтено в 19 веке!

ИНСТИТУТ ДЛЯ РУКИ ВОЖДЯ

- Что же касается грандиозного Дворца Советов с исполинской фигурой Ленина на вершине коммунистической Вавилонской башни… Вождь должен был уходить прямо в облака, - продолжает рассказ Юрий Лужков. - И никто не подумал, что москвичам и гостям столицы пришлось бы лицезреть вождя лишь ниже пояса. То есть идейно менее значимую часть фигуры Ильича.

- Или побоялись доложить Сталину, чтоб не загреметь на Лубянку за откровенную контрреволюцию.

- Чтобы оценить грандиозность проекта, приведу еще один факт. Обычно скульптурный Ленин стоит с протянутой вперед правой рукой, указывая в светлое будущее. В небесах эта рука в несколько десятков метров длиной - очень сложная инженерная конструкция, требовавшая могучего усиления. Иначе под ветровой нагрузкой или вследствие коррозии могла рухнуть на Москву.

- Говорят, на его ладони собирались устроить смотровую площадку!

- Разные варианты были. Чтобы указующая длань вождя не сломалась от перенапряжения, создали специальный «Институт руки», имевший директора, зама, штат научных сотрудников и секретные разработки. Но до воплощения их в жизнь дело не дошло.

Зато, как выяснил я по документам, Иосиф Виссарионович сделал большую подготовительную работу. Грандиозный фундамент, способный выдержать не один Храм Христа. Его же делали в расчете на гигантский Дворец. Это меня обрадовало. Когда стройку остановили, яму с фундаментом потребовалось чем-то заполнить. Соорудили бассейн«Москва». Он тоже особой радости не принес. Воду дезинфицировали с избытком, чтобы купающиеся граждане не заразились всякими бяками. Зато они дышали ядовитой хлоркой. Я, кстати, сам несколько раз там плавал. Потом перестал посещать бассейн. Хлорка, а зимой ничего не видно, потому что над бассейном простирался большой слой пара. Испарения отрицательно воздействовали на коллекции картин соседнего музея Пушкина… Бассейн «Москва» тоже долго не прожил.

Изучив внимательно все документы, мы пришли к Святейшему. Алексий Второй идею воспринял положительно. Он лучше нас понимал, что означает воссозданный храм Христа Спасителя для всего православия. С другой стороны, было большое сомнение у Святейшего: что, если мы начнем работу, раструбим на весь свет и не выполним? Это будет не просто хозяйственная неудача, а серьезный моральный удар по православию и по религии в России в целом.

- Которая только начинала тогда возрождаться после десятилетий воинствующего атеизма, гонений на священников, массового разрушения храмов.

- Да, религия начинала возрождаться благодаря его усилиям, подвижничеству. В конечном счете мы, строители, убедили Святейшего в том, что это реально.

Еще в 1918 году по декрету Ленина здесь разрушили памятник императору Александру III.

Еще в 1918 году по декрету Ленина здесь разрушили памятник императору Александру III.

Фото: РИА Новости

МИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСКАЗАНЬЕ

- Тяжкий крест вы на себя взвалили тогда, Юрий Михайлович. Не страшно было?

- Святейший благословил! Мы включили пять объектов к 850-летию Москвы. На первом месте был храм Христа Спасителя. Надеялись, признаюсь, что государство, президент Ельцин поддержат стройку. Это ж на благо всей страны. Ельцин подписал эти 5 объектов. Но было поставлено условие: бюджет страны на Храм не даст ни копейки. Бюджет Москвы мы сами обещали москвичам не трогать. Надо напомнить, какая атмосфера вокруг этого решения была тогда. Очень многие хотели, чтобы Храм восстановили. Но было и немало противников. В первую очередь люди боялись, что грандиозная стройка отнимет деньги, которых у города и без того не было. Были даже предложения не возрождать реальный Храм, а сделать лазерное воспроизводство.

- Красивую голографическую картинку. Помню такую идею.

- Были высказывания, что Лужков затеял стройку ради гордыни, чтобы оставить след в истории и прочие гадости.

Тут еще возникла вдруг мистическая история.

- Значит, без мистики все же никуда?!

- Когда архитектор Тон сделал проект первого Храма, царь выбрал место для строительства возле Кремля. Там, где стояла древнейшая в Москве женская обитель. Алексеевский девичий монастырь, основанный еще в XIV веке. С намоленным храмом Преображения Господня. Сам монастырь в 1837 году по указанию Николая I и по благословению митрополита Московского Филарета перевели в Красное село.

Есть легенда, будто бы настоятельница монастыря игуменья Клавдия прокляла это место. Мол, все, что здесь построят, долго не простоит. Проклятие игуменьи казалось абсолютным . Храм Христа Спасителя взорвали. Дворец Советов вовсе не достроили, установленные уже конструкции снесли.

- Бассейн «Москва» тоже прикрыли! Действительно, жутковатая тенденция проклятого места вырисовывается.

- С бассейном тоже история странная была. Он не принадлежал правительству Москвы. Когда начали выяснять, что к чему, был уже закрыт. Мы там нашли в заброшенном сарае 19 баллонов со сжиженным хлором. Любой пацан мог баллон открыть – и … При выбросе жидкого хлора в радиусе около полукилометра - смертельно опасная зона.

- А здесь центр города. Рядом Кремль!

- Я был просто в ужасе от того, что могло произойти. Мы немедленно всё заблокировали, нейтрализовали опасность.

А в 1931-м двумя взрывами уничтожили сам храм, предварительно сняв с куполов 20 пудов золота.

А в 1931-м двумя взрывами уничтожили сам храм, предварительно сняв с куполов 20 пудов золота.

Фото: РИА Новости

ОСЛУШАТЬСЯ ПРЕЗИДЕНТА ЕЛЬЦИНА

- Судя по вашей новой книге «Россия на перепутье», мистическое проклятье игуменьи могло осуществиться через… Ельцина. Президент фактически потребовал от вас заморозить строительство Храма!

- Банальная ревность со стороны Бориса Николаевича, полагаю. Денег из казны не дал. Бюджет Москвы мы не трогаем. А Храм все равно строится. На пожертвования народа, организаций, фирм. Было распоряжение, что с этой лепты нужно отчислять большие проценты в государственную казну. Я обратился письменно к Ельцину с просьбой: если государство не помогает, то уж вы-то можете принять решение на уровне правительства или Государственной Думы не облагать налогом пожертвования. Мне было отказано. И мы, строя Храм, пополняли еще и бюджет страны.

Однажды действительно раздался звонок по «вертушке». В голосе президента чувствуется сдержанный гнев: «Юрий Михайлович! Не надо торопиться со строительством Храма Христа Спасителя!»

Я опешил. Пытаюсь возразить Ельцину, что исполнить его требование не в силах. Язык не повернется донести волю президента до всех тех, кто не первый год занят возведением Храма. Что я скажу строителям, инженерам, архитекторам, церковному клиру? Мои доводы и возражения действия не возымели. Ельцин стоял на своем: « Я сказал то, что сказал!» И положил трубку.

- Значит, ослушались президента?

- А я действительно не мог иначе. Стройка народная, сам Святейший раз в месяц участвовал в наших планерках. Как можно было заморозить все, скажи, пожалуйста, журналист? Был сильно тогда расстроен. К счастью, нелицеприятный разговор так и остался между нами. Никаких последствий не имел. Строительство Храма шло по плану. На месте бывшей «ямы» вскоре засияли золотые купола.

- Юрий Михайлович, рассказывая мне о проклятье игуменьи, вы как-то хитро улыбались. Ну, признавайтесь, как обошли старинное заклятье?

- Мы столкнулись с серьезной проблемой. Готовый прочный фундамент сталинского Дворца Советов был на много метров ниже, чем фундамент взорванного Храма. Если строить Храм в натуральную величину на сталинской основе, он смотрелся бы значительно ниже Кремля.

- И что?

- Это делать было никак нельзя,если следовать традиции. Николай Первый и Константин Тон пошли на равновесие Кремля и храма Христа Спасителя не ради одной только архитектурной красоты. Это в первую очередь символика. Светская и духовная власть уравновешивают друг друга!

- Какие тонкости, однако!

- Там много таких тонкостей было. Мне пришла идея. Построить внизу, на фундаменте Дворца Советов, Храм Преображения Господня. Чтобы получить прощение игуменьи за святотатство 19 века, вынужденное разрушение нашими предками ее намоленного храма и женского монастыря.

Обломки разбирали полтора года.

Обломки разбирали полтора года.

Фото: ТАСС

- Вы это серьезно, Юрий Михайлович?

- Конечно. Поэтому там сейчас на самом деле два храма. Верхний, собственно сам Храм Христа Спасителя, восстановленный в том виде и размерах, как его создал Тон. И нижний. Преображения Господня, в честь стоявшего здесь ранее женского Алексеевского монастыря. ( Я по старой журналистской привычке никому не доверять на слово проверил потом слова Лужкова. Действительно, два храма. Чисто строительным способом снял экс –мэр проклятье игуменьи.- Е.Ч.)

А от Ельцина был еще один звонок, - вспоминает Лужков. – Президент начал раздраженно, без обиняков: «Это правда, Юрий Михайлович, что вас хотят причислить к лику святых?» - «Помилуйте, Борис Николаевич, я еще пожить хочу!»

Не стоило труда развеять диковинные опасения Ельцина. Дескать, кто же наплел президенту такую чепуху? По православному канону, если на то пошло, к лику святых раб Божий может быть причислен лишь через энное число лет после кончины. Похоже, снял тогда камень с души президента. Понятно, что и в этот раз кто-то из ближнего окружения наговорил Ельцину околесицу о моем «богоискательстве».

А дальше, дальше произошло почти мистическое, знаковое совпадение исторических дат, - завершил свой рассказ «Комсомолке» Юрий Лужков. - Президент Ельцин выступил с известным обращением к россиянам, что досрочно покидает Кремль. В тот же самый час перед наступлением Нового, 2000 года, Патриарх Московский и всея Руси торжественно совершал малое освящение Храма Христа Спасителя. Минута в минуту!

Одна, темная, эпоха заканчивалась. Россия начинала жить сызнова.